Князья Старицкие

На фото: Усыпальница последнего из рода Старицких в Архангельском соборе Московского Кремля.
Судьба рода князей Старицких, только-то и состоявшего из трех поколений, поистине ужасна.
Старицкие были единственной близкой родней Ивана Грозного и последними удельными князьями на Руси. После того как Иван III в желании объединения русских земель столкнулся с проблемой борьбы за власть с родными братьями, он сделал все, чтобы такой проблемы не было у его сына и наследника. Старший сын Иван рано умер от болезни, оставив единственного сына Дмитрия. Дмитрий же, внук Ивана III, умер в детском возрасте. Есть версия, что это случилось не без помощи второй жены Ивана III - Софьи Палеолог, которая хотела оставить престол своему сыну Василию.
Андрей Иванович Старицкий, основатель рода
Основателем рода Старицких был князь Андрей Иванович, младший сын великого князя Московского Ивана III Васильевича, получивший Старицу в удел по завещанию своего отца и ставший ее полновластным хозяином, согласно летописному свидетельству, в 1519 году.
Андрей Иванович был верным соратником своего старшего брата Василия III, севшего на московский великокняжеский трон в 1505 году. До 42-летнего возраста Андрею Ивановичу (как, впрочем, и другим братьям великого князя) пришлось жить холостяком, ибо Василий III в первом браке с Соломонией Сабуровой (София Суздальская) был бездетен и, лишь женившись на Елене Глинской, в 1530 году наконец-то получил наследника — будущего Ивана Грозного.
В начале 1533 года женился и Андрей Иванович — на княжне Евфросинии Хованской; в конце того же года у него родился сын Владимир, это был единственный их ребенок.
Так, Иван Грозный и Владимир Старицкий были двоюродными братьями.
Положение князя Андрея Старицкого изменилось после смерти его старшего брата в 1533 году и формального восшествия на престол малолетнего Ивана IV, когда всеми делами в государстве заправляла мать великого князя Елена Глинская.
На Андрея Ивановича посыпались доносы, вскоре ему предложили удалиться в Старицу, где он продолжил заниматься благоустройством своих владений. Евфросиния Старицкая тоже не сидела без дела, организовав в Старице знаменитую золотошвейную мастерскую. Однако в покое старицкого князя не оставили, по сути спровоцировав на выступление против «регентши» — кончилось оно печально: Андрей Иванович вместе с семьей угодил в 1537 году в темницу, где полгода спустя скончался.
Владимир Андреевич Старицкий
Его сын, Владимир Андреевич Старицкий, и вдова получили свободу лишь в 1541 году, уже после смерти Елены Глинской. Пока Иван Грозный был молод, у него сохранялись вполне доверительные отношения с князем Владимиром Андреевичем, последний даже однажды «подменял» своего кузена на троне, когда тот ходил на Казань; но уже в 1550-х годах все стало по-другому.
Иван Грозный заподозрил Владимира Старицкого в желании захватить трон, и позже, уже во времена опричнины, жестоко расправился с ним. В октябре 1569 года Владимира Андреевича вызвали в Александровскую слободу, тогдашнюю «негласную» столицу государства; на подъезде к ней его и членов его семьи окружили опричники и вынудили принять яд.
В том же месяце была утоплена в Шексне княгиня Евфросиния Старицкая, задолго до этого принявшая монашеский постриг с именем Евдокия в Горицком монастыре.
Василий Владимирович Старицкий
Василий Владимирович Старицкий (1552 — 1573) — старший сын князя Владимира Андреевича Старицкого от первого брака с Евдокией Александровной Нагой.
Единственный близкий родственник мужского пола Ивана IV (ветвь Даниловичей Московских), оставшийся живым в 1569 году, когда была убита почти вся семья Владимира Андреевича Старицкого. В духовном завещании Ивана IV, написанной около 1572 года, Василий Владимирович упомянут. Ему был возвращен Старицкий удел отца.
В 1573 году был посаженым отцом на свадьбе своей единокровной сестры Марии Владимировны с королём ливонским Магнусом.
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Мария Владимировна Старицкая
Последними из этого злосчастного рода были княжна Мария Старицкая, которую в юности выдали замуж за Магнуса Ливонского и которая некоторое время была королевой, и ее малолетняя дочь Евдокия, названная так в честь бабки, матери Марии.
Конечно, смешно было бы думать, что женщина займет московский престол. Но после своих троюродных братьев - сыновей Ивана Грозного - Федора и Дмитрия она была самой близкой по крови к трону. И если бы она вышла замуж, то ее муж мог бы, и непременно стал бы, претендовать на престол. Если бы Борис Годунов не был женат, то он мог бы разыграть эту карту. Но у него уже была жена. Поэтому он сделал все, чтобы малолетняя Евдокия Магнусовна умерла (есть предположение, что ее убили), а Мария Старицкая, королева Ливонская, приняла постриг.
Так пресекся недолгий род князей Старицких, последняя ветвь прямых потомков Ивана Калиты.