Станица Старочеркасская достопримечательности

Содержание:
Станица Старочеркасская достопримечательности.
Старочеркасское Свято-Донской монастырь (Атаманское подворье)

Комплекс Свято-Донского монастыря в Старочеркасске сформировался во второй половине XVIII столетия. Вообще, нужно отметить, что опустошительный пожар 1744 года сильно поспособствовал началу каменного строительства в Черкасске. До этой трагедии в городе было единственное каменное здание — войсковой собор, в ближайшее же десятилетие после нее выросло сразу несколько каменных построек, и почти все они появились тщанием атамана Данилы Ефремова.
Свое родовое поместье он перенес на территорию, называемую ныне Атаманским подворьем, в 1750 году, а шестью годами позже начал строительство сразу двух примечательных зданий — так называемого Атаманского дворца и домовой церкви в честь Донской иконы Божией Матери. Увы, освящения храма господин тайный советник не дождался: он умер в 1760-м, а церковь освятили годом позже. В качестве образца для нее Данила Ефремович выбрал храм на Ближних пещерах Киево-Печерской обители, благотворителем которой он являлся. Получилось вполне барочное здание: на основной двусветный четверик, соединенный посредством трапезной с колокольней, водружен восьмерик с узким световым барабаном.
Атаманский же дворец ничем не уступал дворцам самых известных аристократов того времени, что доказывает — казачья верхушка эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II комплекс неполноценности, если таковой у нее раньше и был, уже изжила, воспринимая себя вполне сливками общества. Двухэтажное здание, выглядящее очень внушительно (общая площадь более 1000 квадратных метров, 21 комната!), неоднократно перестраивалось, но и в нынешнем виде не утеряло очевидной торжественности. Особенна хороша центральная часть, выделенная ризалитом с колоннадой на втором этаже.
В 1831 году вдов Атаманского подворьяы внуков Данилы Ефремовича, Евдокия Иоакимовна и Ульяна Алексеевна Ефремовы (главную роль в этой истории играла первая), обратились к духовным властям с предложением учредить на Атаманском подворье женский монастырь. После долгих проволочек предложение было принято, и в 1837 году здесь открылась Старочеркасская Ефремовская обитель, причисленная к III классу. В течение следующих 80-ти лет сестры с любовью благоустраивали свой монастырь, но в советское время все их усилия пошли прахом — в 1924 году обитель подверглась упразднению, и в следующие десятилетия ее помещения занимали сельская больница, интернат для инвалидов, интернат для умственно отсталых детей... Храм неуклонно разрушался.
В 1970 году территорию Атаманского подворья передали только что созданному музею-заповеднику. А 1994 годом датируется начало возрождения монастыря — но уже в качестве старочеркасского Свято-Донского мужского монастыря.
Старочеркасская Историко-архитектурный музей-заповедник

На фото: Интерьер куреня зажиточного казака. Экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
В том, что в станице Старочеркасской появился историко-архитектурный музей-заповедник, вобравший в себя практически все более или менее значимые объекты бывшей донской столицы, важнейшую роль сыграл Михаил Шолохов. Побывав здесь летом 1970 года, писатель, имевший возможность связываться напрямую с первыми людьми советского государства, добился формирования специальной госкомиссии по оценке местной «архитектурно-исторической» среды. Итогом ее работы и стало создание крупнейшего музея, позволившее приступить к консервации, исследованию и реставрации замечательных памятников, а если уж совсем без недомолвок — то к спасению их от неминуемой гибели. Вот за это, за спасение, — низкий поклон музейным работникам.
Ныне музей делит территорию Атаманского подворья с мужским монастырем. В ведении музея, помимо нескольких других зданий комплекса, находится и Атаманский дворец, в котором развернуты экспозиции.
Старочеркасская Петропавловская церковь

На фото: Петропавловский храм в станице Старочеркасской.
Старочеркасская Петропавловская церковь располагается на площади тогдашней Прибылянской станицы, деревянный храм стоял здесь с 1692 года, но он сгорел в пожаре 1744 года. В 1749 году императрица Елизавета Петровна, уже выделившая 1000 рублей на ремонт старочеркасского войскового собора, озаботилась и возрождением других храмов Черкасска. Для того она прислала на Дон артель, состоявшую из десяти каменщиков и штукатуров под руководством особого мастера. Задачи им были определены четкие — построить в камне Петропавловскую церковь и колокольню Преображенского храма. В 1751 году храм апостолов Петра и Павла освятили. Он представляет собой классический четверик с углами, выделенными пилястрами, и «восьмериковым» барабаном на четырехскатной крыше. Имеется и традиционная низкая трапезная, к которой с запада пристроена колокольня с арочным проходом. С юга и севера (в придельных частях) были четырехколонные портики — они не сохранились.
Отметим, что авторы каменных церквей Черкасска, возведенных после пожара 1744 года (к ним относится еще Преображенская Ратная церковь), неизвестны, но стилистическая перекличка этих храмов подсказывает нам, что они являлись представителями одной школы (если вообще это был не один человек). Перед нами — переходный тип от барокко к раннему классицизму, последний более или менее явственно уже звучит во всех этих зданиях. Если учесть, что нижняя хронологическая граница раннего классицизма обычно определяется 1760-ми годами, то нужно признать — создатели (или создатель) черкасских каменных храмов был хорошо знаком с наиновейшими тенденциями в тогдашнем зодчестве.
Ныне Петропавловская церковь является музейным объектом.
Старочеркасская Преображенская церковь (Ратная церковь)

Старочеркасский Спасо-Преображенский храм (Ратная церковь) — расстояние от Петропавловской церкви около километра по прямой. Когда-то здесь собирались казачьи отряды, чтобы идти в военные походы, — этим фактом и объясняется название местности. Здесь же хоронили павших. Так, известно, что именно на Ратном кладбище погребли героя «Азовского сидения» атамана Наума Васильева. Позже погост разросся, превратившись в казачий мемориал — на нем нашли последнее пристанище атаман Фрол Минаев, легендарный Иван Краснощеков, атаман Данила Ефремов, родители атамана Матвея Платова и многие другие славные представители донского казачества.
На Ратном кладбище уже в 1701 году стояла Ильинская церковь — сохранился документ, в котором казаки просят Петра I прислать к ней священника. На планах Черкасска Ратную церковь мы впервые встречаем в 1735 году. Следующая достоверность относится уже к 1749 году — Елизавета Петровна посылает мастеров строить Петропавловский храм и колокольню Преображенской церкви. Почему только колокольню? Версия такова. Мы знаем, что в начале 1744 года атаман Данила Ефремов нанял рабочих для строительства каменного храма. Потом грянул пожар — долгое время речь шла только о восстановлении войскового собора. Но коль скоро в указе императрицы Елизаветы сказано лишь о Преображенской колокольне, можно допустить, что здание Преображенской церкви к тому времени уже было готово.
Как бы то ни было, в августе 1751 года состоялось торжественное событие — освящение сразу трех церквей Черкасска: главного престола Воскресенского собора и новых каменных Преображенского и Петропавловского храмов. Для этого в Черкасск прибыл сам епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов).
Преображенский храм, любимый черкасским народом, никогда не жаловался на бедность и своими богатствами соперничал с войсковым собором. Сохранилось свидетельство 1820-х годов, касающееся иконостаса Преображенского храма:
«Отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной...»
Последнее утверждение заставляет задуматься — ведь мы знаем, насколько выразительны иконы и росписи Воскресенского собора... Иконостас упоминается и в статье корреспондента «Казачьего вестника», опубликованной в 1883 году:
«Это какая-то громада, как бы висящая на воздухе и поминутно угрожающая упасть на головы молящихся. Перед царскими вратами выдвинута вперед на целую сажень гигантская колонна, упирающаяся в самый свод купола и держащаяся лишь на двух исполинских столбах...»
Пол храма, как и в старочеркасском войсковом соборе, был выложен чугунными плитами.
В начале 1930-х годов большевики закрыли Спасо-Преображенский храм. К концу советской эпохи он представлял собой жалкое зрелище. Разорено оказалось и Ратное кладбище. В 2002 году при церкви была зарегистрирована православная община, после чего началось восстановление храма и приведение в порядок кладбища.
Монастырское урочище Старочеркасск (Монастырский Яр)

Монастырское урочище (Монастырский Яр) находится на расстоянии примерно восьми километров вниз по течению Дона от станицы Старочеркасской. Это легендарное место. Здесь в начале XVII столетия находился главный военный стан донских казаков; отсюда они двинулись в 1637 году на Азов; сюда свозили хоронить убитых во время азовской эпопеи. В казачьей отписке государю Михаилу Федоровичу читаем: «А како, государь, мы стояли под тем городом Азовом, и те азовские люди нашу братью казаков из пушек и из турок побивали, а мы, государь, велели отвозить каюками на Монастырский Яр убиенных». Тогда здесь было похоронено около тысячи человек. Позже Монастырский городок стал своеобразной богадельней — сюда уходили умирать престарелые или увечные казаки.
В 1867 году потомки на собранные со всей области Войска Донского деньги поставили на братской могиле памятник-часовню: «Заложен памятник сей, — значилось в мемориальной записи, — в честь и вечную славу донских героев, покоривших Российской державе Азов в 1637 году и защитивших его в 1641 году». Увы, советской эпохи эта часовня не пережила — ее уничтожили.
В 2002 году в Монастырском Яру состоялось открытие возрожденного памятника. «Мы, казаки, горды тем, что сумели восстановить часовню... — говорил тогда атаман Всевеликого Войска Донского В. Водолацкий. — К сожалению, она была разрушена после революции. Хотелось бы, чтобы эта печальная история никогда не повторялась».