Тетюши история
Уже сама дорога в Тетюши, в особенности если проделать ее по водной глади величественной Волги, впечатляет и говорит сама за себя: это старинные места со своим укладом, давно укоренившимися традициями и зачастую необычными достопримечательностями.
При этом путь в Тетюши и обратно всегда был торговым, ведь это места, где процветало российское волжское купечество, в погоне за прибылью и капиталами никогда не забывавшее о благотворительности и общественной пользе для родного края.
Подобно многим небольшим поволжским городам, жилая застройка в Тетюшах максимально сконцентрирована в историческом центре, разделяя эту часть города системой прямоугольных кварталов. При этом ведущие из города основные улицы, Ленина и Свердлова, пересекают территорию с юга на север и завершаются выходом на высокий берег Волги, открывая великолепную панораму для обзора великой реки. Отсюда и начинается вход в город, а открывает его стоящий на берегу Троицкий собор.
Сама крепость Тетюши, поначалу более известная как Тетюшская застава, была построена в 1574-1578 годы, хотя существует версия и более ранней датировки - 1557 год.
Расположенное на правом берегу реки Волги, это древнее русское укрепление имело как серьезное стратегическое, так и политическое значения. Тетюши стали первыми в ряду российских городов, основанных на Средней Волге ниже Казани тотчас после ее захвата войсками Ивана Грозного; своеобразной первой ласточкой в ряду таких внушительных будущих форпостов и важных торговых городов, как Самара, Саратов, Царицын.
У названия города есть несколько версий происхождения. Одна из них связана с полулегендарным Тэтешем, вождем одного из булгарских племен, который привел в эти места свой народ, спасаясь от разорения войском Тамерлана. Также считается, что в округе жили булгары из племени темтюзи. Татарское выражение «тау таш» переводится как «гора-камень» или «горный зуб», поскольку здешние возвышенности и вправду состоят во многом из плотного известняка. И наконец, булгарское «теус-туе» - «ореховая гора» говорит о некогда густых рощах орешника, росшего вокруг Тетюшей.
Тетюши неоднократно упоминаются известными зарубежными путешественниками, всегда проявлявшими большой интерес к Волге как одной из величайших водных артерий европейской части Московии. Так, в 1636 году здесь побывал известный немецкий ученый и дипломат, секретарь Голштинского посольства и герцога Фридриха III Адам Олеарий.
Согласно отрывочным историческим сведениям, в этих краях еще с XVI века существовал монастырь, впоследствии будто бы разоренный разбойниками то ли в 1559 году, то ли в последующее Смутное время. Обитель была возрождена лишь на исходе XIX века под именем Николаевской Тетюшской женской общины. Кроме того, с конца 50-х годов XVI века здесь существовала церковь со своим приходом.
В 1777 году местный помещик А. В. Страхов, владелец села Нармонка (Ярмарка), пожертвовал значительные средства на возведение в Тетюшах каменного трехпрестольного храма в честь Пресвятой Троицы, став одним из первых крупных городских благотворителей.
У строительства Троицкого собора была и еще одна подоплека. К тому времени Тетюши уже считались известным торговым городом и центром развития различных ремесел. Но чтобы в те годы получить статус города уездного значения, он должен был иметь хотя бы один крупный храм.
После возведения Троицкого собора Тетюши стали уездным городом, входящим в состав Казанского наместничества (1781), и с 1802 года - уездным городом Казанской губернии, а Троицкий храм с левым приделом, освященным во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери, и правым - в честь святителя Николая Чудотворца, получил статус городского собора.
Примечательно, что в основе нынешнего герба Тетюшского муниципального района лежит изображение исторического герба уездного города Тетюши от 1781 года: «В червленом поле два серебряных турнирных рыцарских копья и два щита в знак того, что обитатели сего места суть служилые люди, употреблявшие в древности с похвалою оныя орудия». Полосы волн на гербе означают близость речных вод, красный цвет - силу, мужество и красоту, а серебро символизирует чистоту и совершенство.
Тетюши трудно представить вне развития и исторических судеб Среднего Поволжья России. Так, в стихотворении «Казань и Заказанье» (1912) великий татарский поэт Габдулла Тукай писал:
О, Казань, ты - как светильник
на горе горишь в ночи,
Словно свечи - минареты,
колокольни, каланчи!
В Спасск и Чар лучи доходят,
озаряешь ты Малмыж,
Чистополь и Чебоксары,
Тетюши и Мамадыш
Даже тайны и загадки городских легенд у Казани и Тетюшей нередко были схожими. Тема подземелий и тайных ходов, ведущих из Казани далеко за пределы города, известна еще со времен взятия города войсками Ивана Грозного. Тетюшские же старожилы и по сей день могут поведать о подземных ходах, проложенных под Троицким собором города в сторону волжских берегов. По окончании Великой Отечественной войны жители районов, прилегающих к собору, возрождая и расширяя свои частные огороды, якобы не раз докапывались до остатков каменной кладки, зачастую метровой, а то и большей высоты.
Фольклор всегда оперативно откликается на информационные запросы общества. На фоне многочисленных тюркоязычных версий о происхождении названия города известна и шутливая легенда об отце с сыном, лошадь которых, запряженная в повозку, неожиданно увязла по самую морду в тучной дорожной грязи - постоянной спутнице провинциальных российских городков. «Ой, тять, уши!» - только и сумел разглядеть вместо лошади изумленный ребенок, а к вечеру уже весь город повторял эту новую шутку, весело рифмуя ее с названием родного города. Земля тут, чего греха таить, всегда была болотистой, зато Троицкий собор Тетюшей, с учетом этого обстоятельства, изначально сооружен на твердой почве высокого речного берега, рядом с нынешней обзорной башней.
Между различными событиями и явлениями в столичной Казани и провинциальных Тетюшах зачастую имелась еще более удивительная и непостижимая связь. Так, в тетюшском Троицком соборе долгое время хранился и во многом определял духовную жизнь православной общины города чудесным образом явленный образ Казанской Тетюшской иконы Богоматери. И это удивительное явление состоялось в маленьком волжском городке всего лишь спустя 9 лет после того, как чудотворный первообраз иконы был счастливо обретен в самой уездной столице!
Тетюши глазами заморских пилигримов
В своем известном, ставшем практически академическим, «Описании путешествия в Московию» 1647 года Адам Олеарий писал: «Около полудня мы встретили город Тетюши, лежащий в 120 верстах от Казани, высоко на горе и по склону ее; он состоит из разбросанных домов и церквей, весь построен из дерева и вместо стены окружен частоколом».
В 1711 году ему вторил голландский путешественник, писатель и художник Корнелий де Бруин на страницах своего «Путешествия в Московию»: «В полдень мы прибыли к небольшому городу Тетюши, или Тетюш, в девяноста верстах за Казанью, на высокой горе правого берега. Он окружен деревянной стеной и состоит из плохих домишек и небольших церквей. Плывя мимо его, с реки видите только часть его стены. Тут же, на берегу реки, есть небольшая деревня, в которую люди наши ходили поискать кой-какого продовольствия и льду для охлаждения наших напитков, так как здесь мы заметили, что снег лежал еще на горах».
Жители и благодетели уездного города Тетюши
Герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор» Городничий о своем уездном городе N имел весьма определенное мнение: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». К началу XX века Тетюши имели примерно такое же географическое положение, однако у местной экономики, культурной и духовной жизни этого городка было веское преимущество - огромная водная артерия, великая русская река Волга.
Именно благодаря Волге на рубеже двух веков Тетюши, будучи совсем небольшим уездным городом, играли важную роль в округе как торговый и экономический центр всего уезда. Оставаясь большой речной пристанью с развитой инфраструктурой, Тетюши были здешними лидерами по торговому обороту зерна, хлебопродуктов и рыбы.
Маленький город на большой реке
Волга кормила и давала работу горожанам и жителям уезда, массово нанимавшимся на торговые и транспортные суда и в работники пристани, особенно в пору летних и осенних ярмарок. Крупнейшими были две ежегодные ярмарки: Казанская, проходившая в июне, и Воздвиженская - в сентябре. Здесь можно было приобрести широчайший спектр товаров по приемлемым ценам. Именно здесь сколачивались капиталы, богатели купеческие семьи, и, следовательно, - зарождались традиции щедрой российской купеческой благотворительности и просвещенного меценатства.
Постепенно в Тетюшах складывались крупные торговые и промышленные династии. У городских купцов появлялись излишки средств, и они вполне осознанно, а иногда и с долей тщеславия - почему бы и нет? - вкладывали их в школы, больницы, храмы, богоугодные дела. Благотворительность в Поволжье имеет давние и прочные корни, и в благоустройство Тетюшей вкладывали средства представители таких известных купеческих династий, как Серебряковы, Колсановы, Ашмарины, Крупины и другие зажиточные местные коммерсанты.
Загрузка...
Устроители храмов
Серебряковы были в числе первых «старинных» жителей Тетюшей, их фамилия фигурирует в самой первой известной на сегодня переписной книге XVII столетия Казанского уезда от 1646 года. Другие известные купеческие фамилии городка также упоминаются в этих документах; зачастую их представители жили рядом, на соседних улицах, в течение долгих лет.
И сегодня в городе сохранилось в весьма сносном состоянии немало зданий бывших усадеб или организаций, построенных на деньги богатых земляков. В их числе - и городской Троицкий собор, для нужд которого всегда требовались средства.
К примеру, Петр Васильевич Серебряков, благоустроивший городское кладбище Тетюшей и установивший домовую церковь при тюремном замке, финансировал в 1904-1906 годах масштабный капитальный ремонт Троицкого собора. А десятью годами ранее, в 1897 году, меценат передал 10 тысяч рублей, немалую по тем временам сумму, для организации детского дома призрения сирот имени В. Г. Серебрякова, своего покойного отца, купца 1-й гильдии. И сиротский дом он открыл тоже при Троицком соборе, что неслучайно: в этом храме крестились, венчались и отпевались все представители тетюшской династии Серебряковых!
После революции
В 1920 году образовалась Татарская автономная советская социалистическая республика (ТАССР). Она была поделена на кантоны, и Тетюши, побывав центром одноименного и буинского кантонов, летом 1930 года стали центром Тетюшского района республики.