Архитектура храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Большой пятиглавый Тихвинский храм построен в стиле «русское узорочье», сформировавшемся в России в XVII веке. Отличает его затейливость внешних форм и обилие декоративных украшений. Историки русской архитектуры выделяют два его этапа: стиль царя Алексея Михайловича - то есть, самый ранний период. Более поздний называют стилем его сына - Феодора Алексеевича.
Длина храма - от притвора до стены горнего места - составляет 37 метров. Сложность его композиции мы видим в двусветном четверике, который завершает горка кокошников и пять главок.
Четверик покоится на мощном подклете, площадью значительно превышающем площадь самого храма. Он образует так называемое гульбище - открытую галерею, которая опоясывает храм с трех сторон. Такая конструкция была для XVII века большим новшеством, а впоследствии получила широкое распространение.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников - два сплошных, а третий - прерывающийся. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и круглых углублений. Алтарную часть образует трехчастная апсида, перекрытая граненой конхой.
Крест центральной главки венчает царская корона - символизирующая, что храм строился царем.
Стоит также обратить внимание на высокие окна, расположенные в два яруса почти до самого верха четверика, они прекрасно освещают храм внутри и позволяют в деталях рассмотреть росписи стен и куполов. Любопытно, что для наличников окон строители специально, то ли вытачивали камни, то ли отливали фигурные кирпичи.
Колокольня была пристроена позже - в 1824 году из кирпичей разобранной церкви Алексия, Человека Божия. Это двухъярусное строение в стиле ампир.