Тихвинский храм в Алексеевском Москва

Содержание:
За три года до своей кончины царь Алексей Михайлович Тишайший решает построить в подмосковном селе-тезке Алексеевском новую церковь и освятить ее во имя чрезвычайно чтимой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери.
Стройплощадка развернулась севернее уже существующей Алексеевской церкви, храм должен был вплотную примыкать к царскому путевому дворцу. Дело в том, что в проекте были предусмотрены специальные молельные места для государя и государыни, которые могли бы легко попадать в храм прямиком из своих покоев, не выходя на улицу.
На строительство Тихвинского храма ушло примерно семь лет - по тем временам довольно продолжительный срок, если учесть к тому же, что возводился храм по инициативе первого лица в государстве.
Тихвинский храм относится к Троицкому благочинию Москвы, чьи объекты расположены в нескольких районах Северо-Восточного округа столицы. В храме, помимо богослужебной, ведется большая просветительская и благотворительная работа.

Вокруг храма Тихвинской Иконы Божией Матери раскинулся парк «Церковная горка», названный так в память об историческом наименовании местности на берегу реки Копытовки.
История Тихвинского храма в Алексеевском

Первую церковь в Алексеевском в 1621 году выстроил князь Трубецкой в пору своего владения селом, освященную во имя Алексия, человека Божия. Возможно, после этого и деревню стали именовать Алексеевской. Значительно позже из кирпичей разобранной по причине ветхости Алексеевской церкви сложили колокольню для Тихвинского храма.
Век девятнадцатый
В начале XIX века, вскоре после того как Тихвинский храм отметил свое 130-летие, Москву заняла наполеоновская армия. Царский путевой дворец к тому времени уже разобрали, а вот Тихвинский храм хотя и остался невредим, но, увы, попал в число русских святынь, оскверненных французами - в его стенах незваные гости разместили продовольственный склад, а в подклете - конюшню.
Лишь спустя 12 лет после изгнания Наполеона император Александр I распорядился выделить из казны 18 тысяч рублей на восстановление поруганного храма. Тогда же в память о старой церкви Алексия, Человека Божия в Тихвинском храме был устроен одноименный придел.
Несмотря на крупную сумму, выделенную государем, работы продвигались медленно. Лишь в 1836 году стены храма украсила первая роспись. В конце 40-х годов того же столетия был разобран второй этаж трапезной, от которого остались только хоры, а по углам под ними соорудили еще два придела - во имя преподобного Сергия и святителя Николая Чудотворца. Автором проекта реконструкции называют известного церковного архитектора XIX века Михаила Дормидонтовича Быковского.
После Октября
Любопытно, что революционные власти не закрыли храм после 1917 года, как это было сделано с другими, и он продолжал функционировать. Более того, уже в 1922 году в просторном подклете церкви устроили придел Воскресения Словущего, иконостас для которого целиком был перенесен из другой, закрытой властями церкви. Здесь начались богослужения.
И хотя сам храм большевики не тронули, в 1920-е годы отсюда вывезли более 100 килограммов серебряной ритуальной утвари и много иных ценностей. Колокола на колокольне тоже остались, но долгие десятилетия звонить в них запрещалось, как, впрочем, и в других храмах страны. Объяснение было простым: нельзя нарушать покой трудящихся, живущих по соседству.
Сохранилась фотография, относящаяся примерно к концу 1920-х годов, на которой запечатлена дорога, поднимающаяся от Троицкой дороги в гору к Тихвинскому храму. На переднем плане хорошо виден мост через речку Копытовку. Любой скажет, глядя на снимок, что это не столичный, а сугубо деревенский пейзаж, если к тому же не знать, что отсюда до центра Москвы буквально рукой подать.
Основательная реставрация началась только в конце 1970-х и продолжалась более десяти лет. Во время работ под старыми наслоениями штукатурки открылись замечательные настенные росписи, авторство которых приписывают известному московскому живописцу итальянского происхождения Джованни Скотти.
Архитектура храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Большой пятиглавый Тихвинский храм построен в стиле «русское узорочье», сформировавшемся в России в XVII веке. Отличает его затейливость внешних форм и обилие декоративных украшений. Историки русской архитектуры выделяют два его этапа: стиль царя Алексея Михайловича - то есть, самый ранний период. Более поздний называют стилем его сына - Феодора Алексеевича.
Длина храма - от притвора до стены горнего места - составляет 37 метров. Сложность его композиции мы видим в двусветном четверике, который завершает горка кокошников и пять главок.
Четверик покоится на мощном подклете, площадью значительно превышающем площадь самого храма. Он образует так называемое гульбище - открытую галерею, которая опоясывает храм с трех сторон. Такая конструкция была для XVII века большим новшеством, а впоследствии получила широкое распространение.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников - два сплошных, а третий - прерывающийся. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и круглых углублений. Алтарную часть образует трехчастная апсида, перекрытая граненой конхой.
Крест центральной главки венчает царская корона - символизирующая, что храм строился царем.
Стоит также обратить внимание на высокие окна, расположенные в два яруса почти до самого верха четверика, они прекрасно освещают храм внутри и позволяют в деталях рассмотреть росписи стен и куполов. Любопытно, что для наличников окон строители специально, то ли вытачивали камни, то ли отливали фигурные кирпичи.
Колокольня была пристроена позже - в 1824 году из кирпичей разобранной церкви Алексия, Человека Божия. Это двухъярусное строение в стиле ампир.
Внутри Тихвинского храма в Алексеевском

При входе в храм обращают на себя внимание четыре огромные колонны, украшенные медальонами с изображениями пророков и евангелистов. В трапезной находятся четыре престола: слева освященные во имя святого Трифона и святителя Николая, справа - освященные во имя преподобных Сергия Радонежского и Алексия, человека Божия.
В подклете храма с 1922 года находился еще один придел - Воскресения Словущего, в настоящее время он не действует.
Молельню справа называют царским местом, эта небольшая комната была устроена специально для царя Феодора Алексеевича. Раньше сюда можно было попасть прямо из путевого дворца. От первоначального внутреннего убранства здесь уцелела очень красивая круглая изразцовая печь, облицованная керамическими плитками с орнаментами, которая в зимние месяцы отапливала храм. Слева находилась молельня царицы, она была летняя, то есть не отапливалась.
Основной объем очень высок и вместителен. Из высоких и узких окон, расположенных в два ряда и украшенных витражами, льются потоки света.

Простенки между окнами, стены и купол расписаны сценами из Ветхого и Нового Завета. Живопись была выполнена известным художником Д. Скотти в 1836 году. Во время реставрационных работ в 1970-1980-х годах росписи были обнаружены под несколькими слоями штукатурки.
Пятиярусный иконостас поражает своим великолепием. Справа от царских врат, рядом с образом Спасителя находится главная святыня храма - Тихвинская икона Божией Матери.
Тихвинский храм Алексеевское богослужения контакты как добраться расположение на карте
Тихвинский храм Алексеевское богослужения
Богослужения совершаются ежедневно.
- Утром в 8:00 - Божественная литургия.
- Вечером в 17:00 - вечерня, утреня, всенощное бдение или молебен с водоосвящением и акафистом прп. Сергию (по субботам).
- В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: ранняя - в 7:00, поздняя - в 10:00.
В течение дня храм открыт для посещения.
Контакты
- Адрес: 129366, Проспект Мира, 130 Телефон: (495) 683-43-44
- Сайт: http://tihvinskiy.ru/
- E-mail: tihvinskiy.ru@gmail.com
Как добраться самостоятельно к храму
Ближайшая станция метро «ВДНХ». Из центра ехать в третьем вагоне с конца поезда. Через новый Южный выход идти, ориентируясь по указателю «К Тихвинскому храму в Алексеевском», после стеклянных дверей метро - направо.
На улице храм будет в прямой видимости, в 5 минутах ходьбы.