Бартоломео Растрелли архитектор

Судьба знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли в России была разной - блистательной, печальной, тревожной. Но самой счастливой - в эпоху царственной Елизаветы.
Растрелли не случайно называли любимым елизаветинским зодчим. Много лет он был бессменным обер-архитектором при императрице Елизавете Петровне, и созданную им яркую архитектурную стилистику специалисты окрестили елизаветинским барокко - таким же пышным, красочным и щедрым на внешний лоск и позолоту, как и эпоха правления этой императрицы.
Растрелли - зодчий императрицы
Придя к власти в 1741 году, Елизавета Петровна сразу дала зеленую улицу грандиозному строительству по всей России. Обласканного ее расположением зодчего Бартоломео Растрелли буквально завалили петербургскими заказами.
Известно, что в поисках новых идей и путей их реализаций Растрелли неоднократно посещал Москву. Он понимал, что европейски-холодную «петровскую» архитектуру столицы и ее пригородов необходимо разнообразить более яркими и эмоциональными мотивами, поэтому устраивал себе своеобразные «творческие командировки» для изучения более древней, но притом яркой и сочной архитектуры Первопрестольной.
Плоды его поездок можно видеть в елизаветинском барокко, в том числе и церковной архитектуры работы Растрелли, ярким представителем которой стал Смольный собор. Это и пятиглавие, столь любезное сердцу императрицы, и луковичные формы куполов, и более глобальные решения, например крестово-купольная схема всего здания.
Немалую помощь оказал Растрелли и придворный архитектор Михаил Земцов, ценивший итальянца и периодически привлекавший его к работе над различными заказами. Уже после кончины Земцова Растрелли по проекту своего покойного патрона завершил работы над Аничковым дворцом.
Заняв его должность обер-архитектора, Бартоломео Растрелли создал здания и целые ансамбли построек, принесшие ему наивысшую известность. Это Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе, Зимний дворец и каменный ансамбль Смольного монастыря, дворцы барона Сергея Строганова и канцлера, графа Михаила Воронцова. Строгановский дворец, возведенный по проекту Растрелли в 1753-1754 годах, на сегодня является старейшим из сохранившихся работ зодчего, а графский чертог впоследствии купила казна и по велению императора Павла I на исходе 1790-х годов передала Мальтийскому ордену и Капитулу российских орденов.
Всесильным вельможам и придворной знати весьма льстило, что их дворцы и особняки Растрелли часто проектировал в стилистике царских резиденций, хотя, конечно, придавал им более скромный или сдержанный характер.
Значение работ Растрелли в России огромно: его великолепный Зимний дворец, будучи едва только построен, сразу же облюбовала августейшая семья, и в дальнейшем он оставался первостепенной официальной резиденцией российских самодержцев до начала XX столетия, когда его сменил царскосельский Александровский дворец.
Закат звезды Растрелли
Со смертью Елизаветы Петровны в России закатилась и счастливая звезда Бартоломео, прежде имевшего статус первостепенного зодчего огромной страны.
Петру III, поклоннику прусского милитаризма и маниакально увлеченному личностью короля Фридриха II, было не до растреллиевских вальсов «музыки, застывшей в камне»; он предпочитал бравурные военные марши реальных армейских парадов. Екатерина II, холодно относившаяся к своей предшественнице, обратила свое недоверие и на ее любимого зодчего, предпочтя самому Растрелли других архитекторов.
Лишенный заказов, итальянец стал стремительно разоряться, подал в отставку и покинул российскую столицу. По одной из версий, Растрелли скончался в столице курляндского герцогства Митаве в 1771 году, и могила его утрачена. Незадолго до кончины он был принят «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почетного вольного общника».
Советский поэт Всеволод Рождественский, назвавший шедевры зодчего «чудесным сплетеньем живой мечты и трезвого ума», посвятил ему проникновенные строки:
Он, русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Растрелли - генерал от архитектуры
Зодчий Растрелли имел государственные награды, пожалованные ему российским императором, а не европейскими монархами. Им, как ни странно, оказался Петр III, который наградил Растрелли орденом Святой Анны. Вдобавок он присвоил звание генерал-майора русской армии сугубо гражданскому лицу, к тому же иностранцу.