Евгений Елховский священномученик

Прославленный в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Евгений Андреевич Елховский (1869-1937) родился 26 февраля в семье псаломщика из села Пустоша Владимирской губернии. В 16 лет он окончил Владимирское духовное училище, потом - духовную семинарию, твердо осознавая свой путь - служение Господу. Женился он на дочери священника, Сашеньке Альбицкой, а в скором времени был рукоположен. До Нового, 1896 года, оставалось десять дней.
На пастырской стезе
Местом служения бывшему учителю народной школы при Уршельской хрустальной фабрике были назначены сразу два храма в Переславле-Залесском - Введенский и Сорокосвятский. Последнему он посвятил немалую часть своей жизни, которую определял для себя как поприще доброго пастыря.
Потом был Свято-Никольский монастырь Переславля, и всегда он продолжал законоучительствовать - и в церковно-приходских школах, и в монастырской, а в уездном отделении Владимирского епархиального училища входил в его совет.
Однако скоро в Россию пришла революция, за ней грянула Гражданская война, и началась пора небывалых гонений на православие. Главной мишенью для этих репрессий безбожная власть избрала монахов и священников, и уже в 1920 году отца Евгения арестовали - в первый раз, но отнюдь не последний. Его выпустили, однако в 1923-м закрыли святую обитель, и Елховский продолжил службу в Благовещенской церкви, прежде монастырской, а теперь ставшей приходской. Гонители следовали за пастырем буквально по пятам: весной 1924 года священник стал вести богослужения и в городском Спасо-Преображенском соборе, но власти очень скоро закрыли обе церкви, и пристанищем священника стал храм Петра Митрополита.
Летом произошло знаменательное событие: Патриарх Тихон посвятил Елховского в сан протоиерея. Приходит время проанализировать свою жизнь, как-то опереться на прошлое, и Елховский к 1927 году завершает книгу «Воспоминаний», охватывающую минувшие события церковной жизни и мирского бытия в ставших ему родными городах Владимире и Переславле-Залесском за последнюю треть XX столетия.
Путь на Голгофу
Гонения на церковь и ее радетелей усиливались с каждым годом, и уже осенью 1930-го протоиерея Елховского вторично арестовали и заключили в тюрьму в городе Александрове. Никаких существенных улик против него не было, и священника с началом зимы освободили, но маховик репрессий неумолимо раскручивался, приближался мрачный 1937 год.
В октябре протоиерея Евгения Елховского вновь задерживают, на сей раз в связи с делом его преемника по Сорокосвятской церкви, переславского благочинного, протоиерея Леонида Гиляревского. Почти 70-летнего священника заключают в Ярославскую тюрьму, предъявив ему обвинение по «расстрельной» статье: принадлежность к антисоветской церковно-монархической организации.
Не чувствуя за собой никакой вины, священник отрицал все наветы, но судьба его, видимо, была решена загодя: 27 октября Особая «тройка» УНКВД по Ярославской области приговорила протоиерея Евгения Елховского к смертной казни, и уже через два дня он был расстрелян. Предположительное место его гибели и погребения - окрестности деревни Селифонтово в Ярославском районе.
Ныне на приходском сайте храма Сорока Мучеников Севастийских представлены избранные главы из мемуаров отца Евгения и материалы по истории и летописи рода священномученика.
Рассказывают, что на одном из бесчисленных допросов в НКВД, немало озадаченный его спокойствием и мудростью суждений, следователь в сердцах спросил: «А можешь ли доказать, что Бог есть?»
«Могу, - ответил отец Евгений. - Когда в очередной раз пойдете после работы домой, взгляните на ночное звездное небо. Там ведь миллионы и миллиарды звезд горят, и каждая движется, проходит свой определенный путь, и ни одна из них с другой не сталкивается. Подумайте: кто же устроил всю эту мудрую механику? И тогда найдете Бога».