Набережная реки Фонтанки от Гороховой до улицы Ломоносова

О Семеновском полку напоминает Семеновский мост, по которому реку Фонтанку пересекает Гороховая улица. За ним, на площади, также Семеновской, — еще один образчик «солдатского» Петербурга, казармы лейб-гвардии Московского полка, бывшая усадьба купца Глебова. Далее бросаются в глаза дома Мещанского общества, вставшие пропилеями по обе стороны Бородинской улицы, — это памятники модерна, архитектура эпохи расцвета русского дореволюционного капитализма. Примерно в то же время через Фонтанку перекинули Лештуков мост — сначала деревянный; тот металлический, который мы видим сейчас, сменил предшественника в 1952 году.
Зато следующий мост — настоящий шедевр, у него стоит задержаться подольше.
На примере моста Ломоносова, бывшего Чернышёва, мы можем наконец увидеть, как выглядели те самые пресловутые «типовые» трехпролетные мосты через Фонтанку. Измайловский и Обуховский — перестроены и искажены, но этому — повезло. В его четырех причудливых гранитных башнях, стоящих на опорах центрального пролета, раньше находились разводные механизмы. Ныне они чисто декоративные — мост Ломоносова больше не разводится. На эти башенки покушались добрый десяток раз в попытке расширить проезжую часть — с 1826 по 1907 год; всякий раз проект реконструкции утверждался, но реализовать его что-то мешало.
В итоге, видимо, решили, что «значит, так тому и быть», мост капитально отремонтировали, а башенки оставили. Ныне они — достопримечательность, делающая мост Ломоносова довольно известным; менее знаменит его сохранившийся близнец — Старо-Калинкин, переброшенный ниже по течению Фонтанки.
От улицы Ломоносова уже виден Аничков мост, по которому над набережной Фонтанки проходит Невский проспект. По левую руку, за рекой, раскинулся кромешный лабиринт торговых кварталов Апраксина двора. По правую руку, через квартал, — знаменитые Пять Углов, а от них, по Загородному проспекту на север, уже рукой подать до настоящего архитектурного шедевра — Владимирского собора, сооруженного в 1760-е годы. Среди его возможных авторов называют Христиана Кнобеля и Пьетро Трезини, а вот чуть более поздняя отдельно стоящая колокольня — безусловно, творение Кваренги.
Во Владимирском храме, между прочим, отпевали няню А. С. Пушкина — Арину Родионовну. Прихожанином церкви был Ф. М. Достоевский, живший неподалеку, в Кузнечном переулке, — в его квартире теперь располагается мемориальный музей.