Село Пияла Вознесенская церковь

Село Пияла Вознесенская церковь

Если выехать из города Онега на машине по Октябрьскому проспекту, проехать около 105 километров, из которых половина будет по асфальту, а вторая половина по грунтовке, нигде не останавливаясь - ни в селе Верховье, ни в селе Большой Бор с их интересными, общественными музеями сельского быта и восстановленными храмами, то менее чем за два часа можно будет добраться до села Пияла. Повернув с дороги и проехав несколько сотен метров в направлении реки, невозможно будет не залюбоваться красотой и стройностью деревянной, шатровой Вознесенской церкви (1651) и колокольней (1700), практически повисшей одним своим углом над рекой.

Село Пияла Вознесенская церковь

Сейчас в селе Пияла тихо и малолюдно, а раньше в волостке Пияла было шумно. В документах XVI века место это числится как «Пияльское Усолье». В 1519 году «слободчики» решили устроить на берегу Онеги «колодязь» для варки соли и отдавать седьмую часть в пользу Соловецкого монастыря. С середины XVI века волостка Пияла стала вотчиной святой обители, здесь был монастырский двор с проживавшими в нем старцами, приказчиками, варничными. Считается, что в храмах Пиялы возносил молитвы патриарх Никон, следуя Онегой с Соловецких островов в Москву или в обратном направлении, к Крестному монастырю на Кий-острове.

Ощущение от встречи с Пияльскими храмами точно передал Г. П. Гунн в своей книге «Каргополье-Онега»: «На Севере часто бывает так: после погожих дней зарядит непогода, и тогда безрадостными кажутся однообразные речные берега, деревни с черными намокшими избами, но вот когда увидишь вдали стройный шатер и уже по силуэту чувствуешь что-то незаурядное, тогда словно луч солнца пробился сквозь дождевые облака и уже не страшит и не портит настроения непогода, - смотришь во все глаза и не оторвешься. Впереди - Вознесенская церковь 1651 года в Пияле.

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь - идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, “к горнему”. Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.

Церковь крещатая в плане - квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок - ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Колокольня в Пияле стоит на самом берегу Онеги.Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге.

“Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью“ - записал летописец о коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, в позднее время: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам. По карнизу восточной стены есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: вспоминается эпоха, “тишайший” царь, патриарх Никон, огненный Аввакум - все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас и вот эта церковь, что рядом с нами, - она делает это далекое явным, потому что сама существует в яви и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми второй половины XX века, стоит как и встарь -стройно, ни в чем не отклонившись от вертикальной оси. “Ишь, стоит как стопочка” - сказал, взглянув на нее, старик прохожий.

До недавнего времени в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви - Климентовской, кубоватой, - нет, а была она тоже XVII века (1685). Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 г.). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик».

Вознесенский храм не является действующим, почему и закрыт на большой замок. Но если повезет найти в Пияле смотрителя храма, можно будет увидеть замечательную роспись храмового «неба».


Саша Митрахович 01.12.2018 09:27
Загрузка...

Читать следующую статью

Село Сырья Никольская церковь

Читать предыдущую статью

Удивительное путешествие по реке Онеге

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча