Удивительное путешествие по реке Онеге

Удивительное путешествие по реке Онеге

На фото: Типичный онежский пейзаж.

Отправляемся в удивительное путешествие вдоль реки Онеги до храмового комплекса в селе Пияла. На обратном пути завернем в деревню Сырья, где располагался забытый Сырьинский монастырь, а вернувшись в город, посетим Онежский историко-мемориальный музей.


Саша Митрахович 01.12.2018 09:15

Село Пияла Вознесенская церковь

Село Пияла Вознесенская церковь

Если выехать из города Онега на машине по Октябрьскому проспекту, проехать около 105 километров, из которых половина будет по асфальту, а вторая половина по грунтовке, нигде не останавливаясь - ни в селе Верховье, ни в селе Большой Бор с их интересными, общественными музеями сельского быта и восстановленными храмами, то менее чем за два часа можно будет добраться до села Пияла. Повернув с дороги и проехав несколько сотен метров в направлении реки, невозможно будет не залюбоваться красотой и стройностью деревянной, шатровой Вознесенской церкви (1651) и колокольней (1700), практически повисшей одним своим углом над рекой.

Село Пияла Вознесенская церковь

Сейчас в селе Пияла тихо и малолюдно, а раньше в волостке Пияла было шумно. В документах XVI века место это числится как «Пияльское Усолье». В 1519 году «слободчики» решили устроить на берегу Онеги «колодязь» для варки соли и отдавать седьмую часть в пользу Соловецкого монастыря. С середины XVI века волостка Пияла стала вотчиной святой обители, здесь был монастырский двор с проживавшими в нем старцами, приказчиками, варничными. Считается, что в храмах Пиялы возносил молитвы патриарх Никон, следуя Онегой с Соловецких островов в Москву или в обратном направлении, к Крестному монастырю на Кий-острове.

Ощущение от встречи с Пияльскими храмами точно передал Г. П. Гунн в своей книге «Каргополье-Онега»: «На Севере часто бывает так: после погожих дней зарядит непогода, и тогда безрадостными кажутся однообразные речные берега, деревни с черными намокшими избами, но вот когда увидишь вдали стройный шатер и уже по силуэту чувствуешь что-то незаурядное, тогда словно луч солнца пробился сквозь дождевые облака и уже не страшит и не портит настроения непогода, - смотришь во все глаза и не оторвешься. Впереди - Вознесенская церковь 1651 года в Пияле.

Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь - идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, “к горнему”. Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.

Церковь крещатая в плане - квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок - ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.

Колокольня в Пияле стоит на самом берегу Онеги.Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге.

“Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою и светлостью“ - записал летописец о коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, в позднее время: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам. По карнизу восточной стены есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче. Слова эти переводят мысль в область историческую: вспоминается эпоха, “тишайший” царь, патриарх Никон, огненный Аввакум - все это почти легендарно, бесконечно далеко от нас и вот эта церковь, что рядом с нами, - она делает это далекое явным, потому что сама существует в яви и в, казалось бы, бренном, непрочном материале своем пережила здесь, в глуши, три века русской истории и по-прежнему стоит перед нами, людьми второй половины XX века, стоит как и встарь -стройно, ни в чем не отклонившись от вертикальной оси. “Ишь, стоит как стопочка” - сказал, взглянув на нее, старик прохожий.

До недавнего времени в Пияле сохранялся обычный для Онеги “тройник”. Сейчас второй церкви - Климентовской, кубоватой, - нет, а была она тоже XVII века (1685). Колокольня, к счастью, сохранилась (датируется 1700 г.). Она необычной, пожалуй, нигде более не встречаемой формы: на нижнем восьмерике с повалом поставлен второй, более низкий восьмерик».

Вознесенский храм не является действующим, почему и закрыт на большой замок. Но если повезет найти в Пияле смотрителя храма, можно будет увидеть замечательную роспись храмового «неба».


Саша Митрахович 01.12.2018 09:27

Село Сырья Никольская церковь

Село Сырья Никольская церковь

Двигаясь от Пиялы по той же дороге в обратном направлении, через 28 километров следует по указателю «Сырья» свернуть с дороги и, проехав совсем немного, остановиться в одноименном селе. В Сырье находится Никольская церковь (1867) с теплым приделом святой великомученицы Екатерины, а также часовня во имя преподобного Кирилла (1863). В XVI веке (по некоторым сведениям, даже в XV-м) в этом . . .


Саша Митрахович 01.12.2018 09:36

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Онежский историко-мемориальный музей

Онежский историко-мемориальный музей

Онежский историко-мемориальный музей расположен в двух корпусах в непосредственной близости от Свято-Троицкого собора, а вся его современная история неразрывно связана с храмом.

Вот что рассказал директор музея А. А. Крысанов: «В 1925 году краеведами-общественниками Н. С. Смирновым, Ф. П. Калининым с их единомышленниками был открыт маленький народный музей. Онега жила трудно, музей ютился в неприспособленных помещениях, побывал и в Доме пионеров, располагавшемся в бывшем Свято-Троицком соборе. Своей задачей в те годы онежские краеведы считали помощь в развитии местных промыслов и производств.

Макет «тройника» в Онежском историко-мемориальном музее.В 1950-е годы музей возглавил А. П. Максимов. Стараясь сохранить попавшие в музей иконы местных иконописцев, он записывал их в книгу поступлений как “картины местных художников”.

В 1954 году музей по решению местных властей был закрыт. Архивы передали краеведческому обществу, экспонаты - в Архангельский областной краеведческий музей и городские школы Онеги.

После многолетней борьбы краеведов, в 1968 году Онежский народный музей открылся вновь. Постепенно возвращались некоторые экспонаты - то находилась книга в городской библиотеке, то череп медведя в школьном кабинете биологии.

В 1976-м народный музей вместе с комплексом историко-архитектурных памятников на Кий-острове был реорганизован в Онежско-Кийский филиал Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Стараясь сохранить иконы, Соловецкий музей осуществлял их вывоз из закрытых и разрушающихся церквей на Соловках. Их складировали в пустовавшем здании бывшего Свято-Троицкого собора.

Сам музей тогда располагался в одноэтажном желтом домике на берегу реки. Этот старый дом когда-то принадлежал одному из онежских капитанов. Пара комнат, выходивших окнами на реку, была занята выставкой о Гражданской войне.

Онежские краеведы с помощью Дмитрия Шпаро добились сохранения в Онеге мемориального дома Кучиных. Он был спасен от уничтожения и перевезен на новое место, в городской парк у собора.

В 1987 году Онежский музей стал филиалом Архангельского областного краеведческого музея, а через год, в связи со 100-летием полярного капитана и исследователя А. С. Кучина, получил статус историко-мемориального музея. К тому времени в музейный комплекс вошли: восстановленный дом семьи Кучиных и здание бывшего Свято-Троицкого собора. Оно долгое время находилось в запустении, но было отремонтировано: на первом этаже разместились фонды и кабинеты научных сотрудников, на втором - выставочный зал.

Экспозиция на 2-м этаже мемориального дома А. С. Кучина.

Онежский музей получил большие помещения под фондохранилище, о которых раньше мог только мечтать. Под руководством директора музея А. М. Крысанова началась активная собирательская работа в районе. У музея имелась своя деревянная лодка, на ней обследовались многие деревни по берегам Белого моря.

В стране начала меняться идеология - государство признало ошибочным разрушение христианского мировоззрения и разорение своих церквей. Неоднократно онежский священник и прихожане спрашивали о возможности возвращения здания Свято-Троицкого собора онежскому приходу, но вопрос оставался нерешенным - музею некуда было переезжать.

Наконец в 2001 году Онежский музей был передан в собственность муниципального образования “Город Онега и Онежский район” Было принято решение о восстановлении кирпичного двухэтажного здания (бывшего родильного отделения больницы) для передачи его музею. На переоборудование выделили значительную сумму денег из муниципального бюджета.

Летом 2003 года музей переехал в новое здание. Десять тысяч экспонатов перевезли за две недели. Осенью здание Свято-Троицкого собора передали Русской православной церкви. Сложно было покидать здание, в благоустройство которого вложили столько сил. Когда грузили ящики в бортовую машину, кто-то проронил: “Эвакуировались...”

Первый этаж нового музейного здания заняли фонды и технические помещения, на втором - большой и малый выставочные залы, кабинеты сотрудников, музейный архив и библиотека.

Музей воспитывает юное поколение на лучших примерах из жизни их отцов и дедов. Музей - это память. А пока есть память - мы живы».


Саша Митрахович 01.12.2018 09:56

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча