Строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе

В 1650 году Борис Иванович Морозов, владелец Павловской Слободы и ближайший соратник царя Алексея Михайловича, в своей вотчине на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своем имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей.
Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети - государи Федор Алексеевич, и позже храм не оставался без внимания царствующих особ, бывал здесь и Иван V Алексеевич, и царевна Софья и будущий российский император Петр I Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях.
Замысел Бориса Морозова был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что завершала возведение храма уже его вдова - Анна Ильинична Морозова.
Новый каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе почти без изменений дожил до наших дней: церковь возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части храма были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей.
Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал «российскую Палестину» - Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль «русского Назарета».
По окончании стоительных работ над храмом, которыми на завершающем этапе руководила уже вдова Морозова, Анна Ильинична, была составлена опись, которая повествует о благолепии храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе. Описывается множество святых икон в дорогих окладах.
По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы. Колокола поручили отлить «государеву мастеру» Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый - 47.
По воспоминаниям современников, в обычной приходской церкви XVII века не нашлось бы и сотой части того благолепия, которое имелось в храме Благовещения Богородицы в Павловской Слободе.