Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе

Содержание:
Белоснежный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, сине-золотые купола и изящная пятиярусная колокольня видны издалека, - гордость села Павловская Слобода и всего Подмосковья.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, задуманный боярином Морозовым для приема царских особ, выделяется среди провинциальных сельских церквей. Монументальностью и гармонией своих архитектурных форм он перекликается с древними московскими соборами.
За свое великолепие и неоднократное посещение храма царскими особами он получил в народе определение «царский». О чем свидетельствует корона (венец) на вершине главного креста. Кажется, время не властно над древним Храмом. И сегодня он продолжает удивлять, оставаясь сложнейшим сооружением XVII века.
Строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе

В 1650 году Борис Иванович Морозов, владелец Павловской Слободы и ближайший соратник царя Алексея Михайловича, в своей вотчине на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своем имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей.
Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети - государи Федор Алексеевич, и позже храм не оставался без внимания царствующих особ, бывал здесь и Иван V Алексеевич, и царевна Софья и будущий российский император Петр I Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях.
Замысел Бориса Морозова был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что завершала возведение храма уже его вдова - Анна Ильинична Морозова.
Новый каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе почти без изменений дожил до наших дней: церковь возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части храма были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей.
Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал «российскую Палестину» - Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль «русского Назарета».
По окончании стоительных работ над храмом, которыми на завершающем этапе руководила уже вдова Морозова, Анна Ильинична, была составлена опись, которая повествует о благолепии храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе. Описывается множество святых икон в дорогих окладах.
По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы. Колокола поручили отлить «государеву мастеру» Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый - 47.
По воспоминаниям современников, в обычной приходской церкви XVII века не нашлось бы и сотой части того благолепия, которое имелось в храме Благовещения Богородицы в Павловской Слободе.
История Благовещенского храма Павловской Слободы

После революции все церковные ценности храма Благовещения Богородицы в Павловской Слободе были реквизированы, с колокольни сброшены колокола, уничтожены древнее внутреннее убранство и иконостас, утрачены иконы известных мастеров. В храме размещалось общежитие.
В 1941 году, когда немцы стояли на подступах к Москве, пришлось взорвать колокольню, чтобы она не служила заметным ориентиром для фашистских летчиков.
После окончания Великой Отечественной войны здесь более чем на 60 лет разместилась артель «Славкожизделие», выпускавшая сумки. В таком виде, с разрушающимися от времени и непогоды закопченными стенами, и встретил Благовещенский храм начало 1990-х годов.
Реставрация и новое строительство
Дата 7 июля 1992 года, день Рождества Иоанна Предтечи, стала началом новейшей истории храма Благовещения - в этот день здесь прошла первая после закрытия храма в 1933 году Божественная литургия. После развернулись комплексные реставрационные работы.
Восстановили пятиглавие главного четверика. Были выкованы и позолочены по старым рисункам кресты в стиле XVII века. Переложены растесанные в XIX веке оконные проемы, после кропотливой работы восстановлены декор наличников и аркада гульбищ. На первоначальном месте была восстановлена 36-метровая пятиярусная колокольня, спроектированная архитекторами по ее изображению на старинном рисунке.
Был выстроен административно-хозяйственный комплекс, он расположился с западной стороны от древнего храма, на том же месте, где находились различные хозяйственные постройки в XVII веке. Учитывая огромную культурную и историческую ценность храма, проектирование новых построек было проведено в стиле храмовой и дворцовой архитектуры допетровского времени, с максимально возможным приближением к строительным приемам и использованием соответствующих материалов.
Комплекс - это сооружение со сложной планировкой в нескольких уровнях, включающее в себя различные по назначению, объему, высоте и внешнему облику здания: храм Святых Царственных Страстотерпцев, трапезная, келейный корпус с библиотекой и часовней Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятельский корпус с административными помещениями. С южной стороны к ансамблю примыкает надвратный храм преподобного Иосифа Волоцкого, являющийся одновременно и южным входом на территорию прихода.
К Благовещенскому храму заново пристроили парадное крыльцо с двумя сходами, примыкающее к западному входу в храм и расписанному сюжетами о ветхозаветных пророчествах, посвященных Божией Матери, а также возвели крестильный храм во имя Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна, устроенный в подклете с купелью для крещения полным погружением. В настоящее время завершена роспись храма и ведутся работы по устроению иконостаса.
Вся храмовая территория сейчас обнесена высокой оградой с тремя вратами и коваными решетками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны.
Как и в XVII веке, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, находясь на возвышенности, продолжает играть роль доминанты села Павловская Слобода.
Внутри Храма Благовещения Павловской Слободы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе представляет собой классический тип православного храма середины - начала второй половины XVII века, сложившийся на Руси и сочетавший в себе принципы византийской храмовой архитектуры и русские национальные традиции. Ярким выражением этих принципов стали традиционные для XVII века гульбище-галерея, окружающая основной храм-четверик, трапезную и завершающаяся двумя приделами, примыкающими к главному алтарю.
Главный пятиярусный иконостас был воссоздан по типу сохранившихся ярославских и костромских иконостасов XVII века. Иконы на царских и дьяконских вратах, а также все иконы праздничного чина, деисис, пророческий и праотеческий чины написаны в стиле второй половины XVII века - времени гениального иконописца Симона Ушакова.
Для местного (нижнего) ряда иконостаса были подобраны старинные иконы. Несмотря на различное время их написания они органично сочетаются с ново-написанными иконами и вносят ощущение старинного, намоленного иконного чина.

Храм украсили фресками, выдержанными в стиле школы ярославских мастеров. В трапезной части храма, примыкающей к основному храмовому пространству с запада, росписи посвящены прославлению Божией Матери, а на западных сводах находится традиционное изображение Страшного Суда. Сомкнутый свод четверика несет изображения главных событий: Воскресения, Вознесения, Преображения и Успения. Столпы между окнами и откосы заняты изображениями святых угодников.
За четверть века, прошедших с момента возвращения храма верующим, приходу удалось собрать, отреставрировать и разместить в храме иконы древнего письма, которые свидетельствуют о высочайшем уровне благочестия и мастерства многих иконописцев, трудившихся с верой и благоговением над созданием святых изображений.
Храм Благовещения Богородицы Павловская Слобода Расписание богослужений

Расписание богослужений
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Расписание богослужений необходимо уточнять на сайте храма.
Контакты
- Адрес: 143581, Московская область, Истринский район, село Павловская Слобода
- Телефон: (495) 994-83-28
- E-mail: pavlovskayasloboda@mail.ru
- Сайт: http://www.pavlovskayasloboda.ru
Как добраться самостоятельно в храм Павловской Слободы
На электричке: с Рижского, Курского вокзалов или от ж/д платформ Каланчевская, Ржевская, Дмитровская, Ленинградская, Тушинская до станции Нахабино; далее - автобусом или маршруткой «Нахабино - Павловская Слобода», остановка «Храм Благовещения».
На маршрутном такси: от станций метро «Тушинская» (№ 409) или «Щукинская» (№ 480) до Павловской Слободы, остановка «Храм Благовещения».
Расположение Благовещенской церкви на карте
Церковь в Павловской Слободе, заметки
Благовещенская церковь в Павловской Слободе выстроена в 1650-1662 годах Андреем Моисеевым «со товарищи» на дворе боярина Бориса Морозова. Он был приближенным царского двора, воспитателем Алексея Михайловича; так что в Павловской Слободе бывали и сам «Тишайший», и Федор Алексеевич, и царевна Софья, и юный Петр.
Церковь поражала современников своим великолепием; даже сейчас, глядя на нее, понимаем: перед нами нечто незаурядное. Сложнейший по композиции храм, пятиглавый, плюс две главы придельных храмов, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, объединенным в большом «моноблоке» с приделами, трапезной и двухъярусными галереями, с асимметрично поставленной колокольней. В XIX веке, правда, старую колокольню заменили новой, высокой, спроектированной архитектором Грудзиным, автором Преображенской церкви в Бужарове.
Новая колокольня не сохранилась - была взорвана в 1941 году. Тогда немцы рвались к Москве, высокие строения уничтожались, так как могли служить ориентирами для летчиков и артиллеристов. Когда храм восстанавливали, уже в 1990-е, отстроили не колокольню Грудзина, а изначальную, по старым рисункам. Уже в новейшее время храм стал центром грандиозного комплекса, выстроенного с большим уважением — в духе и по образцам зодчества XVII века. Лучшие в Московской области образцы стилизации гармонируют со старым храмом, не пытаются «перекричать» или задавить его масштабом.