Троицкий собор Саратов

Содержание:
Троицкий собор Саратова стоит уже более 3 веков. История храма начинается с основания самого города. У каменного собора было как минимум два деревянных предшественника. Может быть, и больше — ранняя история Саратова и его соборного храма довольно туманна.
Полное название — Собор во имя Живоначальной Троицы — православный собор на Музейной площади в Волжском районе города Саратова.
Строительство Троицкого собора в Саратове

Троицкий храм, судя по всему, существовал в Саратове изначально. Разумеется, деревянный. Население острога состояло по преимуществу из стрельцов — отсюда, возможно, посвящение собора Святой Троице.
Деревянных предшественников Троицкого собора в Саратове было несколько, последний из них в 1684 году сгорел. Архиерейское благословение строительства уже каменного храма приспело из Астрахани в 1689 году. Далее началось возведение Троицкого собора в камне.
В 1695 году освятили нижнюю Успенскую церковь; а потом очередной пожар опустошил город (собор, впрочем, почти не пострадал), и заготовленные на строительство верхней Троицкой церкви материалы пришлось отдать лишившимся крова погорельцам. Возобновлены же строительные работы в Троицком соборе были в 1697 году; полное освящение храма (с обеими церквами) датируется 1701 годом.
История Троицкого собора Саратова

Трехсотлетняя история саратовского Троицкого собора вместила в себя многое — и триумфы, и посещения высокими особами, и почти смертельную «болезнь» конца XVIII столетия, едва не приведшую храм к гибели, и трагические события богоборческой эпохи.
Новопостроенный и освященный Троицкий собор простоял «без приключений» недолго. Уже в 1712 году в Саратове разразился великий пожар, практически уничтоживший деревянный город. Сильно пострадал и соборный храм — в сущности, от него остались лишь почерневшие стены. Ремонт растянулся до 1723 года.
В конце XVIII века Троицкий собор чуть не разобрали. Многочисленные пожары и, видимо, некоторые ошибки при первоначальном проектировании сделали свое дело. После огненного вала, прокатившегося по Саратову в 1774 году, храм вовсе закрыли — на семь лет.
Для сохранения разрушающегося здания, укрепили нижние части стен храма контрфорсами, а над ними устроили крытую галерею, выходящую в западной части на двухэтажную паперть. Это спасло собор от обрушения. Трещины перестали увеличиваться, их закрыли кирпичами.
С момента освящения нового Александро-Невского собора в 1826 году Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь. Дальнейшая жизнь Троицкого собора в XIX столетии была тихой и почти бессобытийной.
После революции
В 1922 году новые власти ограбили Троицкий собор, однако еще двенадцать лет после этого в соборе звучала молитва, но в 1934 году церковь передали Краевому Музею для научных целей. Музей, в соответствии с советской практикой, решил разместить в храме отдел истории религии и атеизма.
В трудные военные годы отношение к религии в Советском Союзе изменилось, и спустя восемь лет, в 1942 году, Троицкий собор вернули верующим. До 2001 года Троицкий храм оставался кафедральным собором Саратовской епархии.
Возрождение
Новая эпоха в жизни Троицкого собора началась в 2004 году. Пребывавший в аварийном состоянии храм начали реставрировать. Капитальный ремонт включил в себя укрепление стен, фундамента и колокольни, полную замену коммуникаций, производство внешних и внутренних отделочных работ.
Одновременно реставрировались старинные иконы, в том числе издавна почитаемый в Саратове образ Спаса Нерукотворного. На благоустроенной храмовой территории вырос новый корпус.
В обеих церквах, нижней и верхней, мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» заново выполнены настенные росписи. Обновленный собор, и прежде являвшийся символом города, по окончании ремонта превратился в истинную жемчужину местной архитектуры.
Образ Спаса Нерукотворного в Троицком соборе Саратова

Образ Спаса Нерукотворного - главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви.
Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».
Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.
Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.
С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.
С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.
В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.
Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.
После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.
Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.
Троицкий собор Саратова архитектура

Главная часть Троицкого собора, имеющего две церкви, нижнюю и верхнюю, представляет собой барочный «восьмерик на четверике». Обе церкви продлены обширными трапезными. В верхнем этаже устроена крытая обходная галерея.
Длина собора — более сорока метров, ширина — около двадцати метров. При этом ширина внутренних «отсеков» значительно меньше и в каждой части храма варьируется. Если усреднить эти значения, то получится чуть более десяти метров.
Архитектурно Троицкий собор Саратова, несомненно, барочный храм, и хронологически его строительство совпадает с расцветом так называемого «нарышкинского», или «московского», барокко. В ряде исследований собор безоговорочно относят к этому стилю.
Вместе с тем, в Троицком соборе встречаются и с другие стили. Впрочем, само «нарышкинское барокко» являет собой причудливое сочетание западноевропейской традиции с древнерусским зодчеством:
- «восьмерик на четверике», но в основе-то — кубическая форма с вполне узнаваемыми апсидами.
- барочный декор, но при этом вполне сопоставимый с хорошо знакомым нам «русским узорочьем», выступающим ближайшим предшественником «московского барокко».
- «храм-корабль», но пропорции-то его совершенно не соответствуют принятому «золотому сечению».
Признанный образец барочной архитектуры, саратовский Троицкий собор — это некий гармонический гибрид сразу нескольких — разновременных! — стилевых течений в отечественном зодчестве.
Интерьер Троицкого собора Саратова

Внутренняя структура Троицкого собора довольно необычна. Трапезные обеих церквей, нижней и верхней, увеличили во время ремонта собора, сильно обгоревшего в 1712 году, после чего храм приобрел дополнительные помещения в обоих уровнях, которые можно назвать притворами, хотя на классические притворы они не слишком похожи — очень уж просторны.
Росписи Троицкого собора

Главное внимание привлекает не столько структура сама по себе, сколько стенная живопись. Росписи выполняли мастера Палехской иконописной мастерской «Лик» в возрожденной палехской традиции иконописи — то есть в стилистике, ориентирующейся на XVII век, когда, собственно, был построен и сам собор. Другими словами, по завершении росписи экстерьер и интерьер Троицкого собора самым счастливым образом стилистически совпали.
Остановимся чуть подробнее на росписях нижней, Успенской церкви, выполненных в голубых тонах, что, вообще говоря, является решением концептуальным — именно голубой цвет есть цвет Богородичных праздников, включая Успение Божией Матери.

В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Росписи основного четверика посвящены Страстям Христовым. В трапезной — Богородичные праздники. Росписи притвора иллюстрируют ветхозаветные сюжеты; на западной стене — традиционный Страшный Суд.
Свято-Троицкий собор Саратова расписание богослужений контакты как добраться расположение на карте

Троицкий собор Саратова расписание богослужений
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно. С понедельника по субботу: литургия — в 8:00. В воскресные и праздничные дни ранняя литургия начинается в 7:00, поздняя литургия — в 9:00. Ежедневное вечернее богослужение — в 17:00. Со всеми вопросами следует обращаться к дежурному священнику. Он находится в храме с 8:00 до 15:00.
Контакты
- Адрес: 410031, Россия, г. Саратов, Московская, 6
- Телефон: +7 (8452) 28-23-82; 23-62-51
- Сайт: www.trsobor.ru
Как добраться самостоятельно к храму
Троицкий собор находится в центре Саратова, на Музейной площади. До остановки «Музейная площадь» можно добраться автобусами №№и, 33, троллейбусами №№i, 4, 5, маршрутными такси №№3, 32, зз, 82. От железнодорожного вокзала сюда следуют автобусы №№284, 284а, 2846, 284К.