Усадьба Суханово Видное

Усадьба Суханово Видное

Содержание:

Одной из главных достопримечательностей подмосковного города Видное является усадьба Суханово. Не столь широко известная, как, например, усадьбы Больших Вязем или недальнего Остафьева (но и, слава Богу, не лежащая в кошмарных руинах, как Гребнево или Алабино), эта некогда роскошная усадьба «дворцового типа» и ныне представляет собой интересный архитектурно-ландшафтный ансамбль, являясь неплохим местом для познавательной прогулки.

Усадебный ансамбль сформировался в XIX веке, когда Сухановым владел влиятельный князь П.М. Волконский, — само же имение существовало значительно раньше: так, первым его хозяином с 1697 года был Т. Н. Стрешнев, знаменитый, в частности, тем, что ему, единственному из государственных мужей петровской эпохи, царь дозволял не брить бороды. Волконский же привлек в усадьбу Суханово именитых архитекторов своего времени — известно, что для него разрабатывали проекты Стасов, Росси и Жилярди. К сожалению, многое из спроектированного осталось на бумаге; к еще большему сожалению, многое утрачено — как по небрежению хозяев на рубеже XIX— XX веков, так и в особенности после революции. Но сохранилось тоже немало.

«Храм Венеры» — просто беседка, давно покорившая искусствоведов своей воздушной легкостью.Знакомство с усадьбой начнем с главного дома, про который, однако же, В. Згура, основатель знаменитого Общества изучения русской усадьбы, писал: «Из сохранившегося в Суханове до наших дней главный дом не означает «неинтересный вообще». Оригинальное здание XVIII века досталось Волконскому «в наследство» от прежних хозяев, Мельгуновых, и постепенно было реконструировано. В начале XIX века его внешний вид и композиция напоминали дворец в том же Остафьеве: шестиколонные портики, крылья-флигели, соединенные с главным домом открытыми галереями, и тоже с колоннадами. Очередная реконструкция состоялась в 1840—1850-х годах, когда правая галерея была закрыта, а левая разобрана, над флигелем выросла надстройка — в результате целостность композиции безнадежно нарушилась. Впрочем, в порядке своего рода «компенсации» дворцовый фасад приобрел эффектную колонную полуротонду, ставшую, пожалуй, самой выразительной частью здания.

Для подмосковных дворцов первой половины XIX века очень характерно было сочетание жилых построек в стиле высокого классицизма и служебных помещений, исполненных «в романтическом духе». Воплощение «романтики» в те времена осуществлялось с помощью псевдоготики с ее напоминанием о рыцарских замках, ореолом таинственности и вообще экзотикой. Пресловутый «таинственный ореол» приобретали такие сугубо утилитарные постройки, как конный двор или, скажем, каретный сарай. Суханове не стало исключением, в псевдоготическом стиле здесь оформлены обширный (но частично утраченный) служебный корпус, дома управляющего и церковного причта. Рядом — два небольших и неприметных на фоне псевдоготической феерии классических домика «для приезжих» — контраст с «парадными» постройками усадьбы разительный! Правда, известно, что сами Волконские в личной жизни были достаточно скромны, в главном доме-дворце предпочитали не жить, а использовали его для торжественных приемов по преимуществу.

Дорожка ведет в парк, где прежде имелось множество разного рода «затей», ныне не сохранившихся, — утрачены, например, павильон «Эрмитаж», грот, катальная горка, сфинксы и бельведер у пруда; снесена и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, к которой относился только что виденный нами дом причта. Но в парк обязательно следует зайти, чтобы полюбоваться на уцелевшую беседку «Храм Венеры» — элегантное сооружение из «джентльменского набора» русской усадьбы — и статую «Дева с кувшином», копию той, что стоит в Царском Селе (ныне Пушкине). Сухановская дева прежде находилась у родника, позже ее перенесли вплотную к мавзолею Волконских.

Мавзолей Волконских

Мавзолей Волконских — лучшая постройка усадьбы, дошедшая, увы, до наших дней не без искажений. В целом — очень романтичное сооружение, и без всякой «романтической» псевдоготики.

Мы подошли к самому значительному сооружению усадьбы. Даже с позднейшими переделками и утратами фамильная усыпальница княжеского рода настолько поражает изяществом архитектурных форм, что многие исследователи смело причисляют ее к шедеврам. Авторство здания оспаривается — кто-то называет А. Григорьева, кто-то — Д. Жилярди. Год постройки — 1813-й. Круглое в плане и простое по формам сооружение оживлено дорическим портиком о шести колоннах и легким аттиком. Пониженный, с полукруглыми «римскими» окнами барабан увенчан невысоким куполом. Чтобы представить, как усыпальница выглядела раньше, процитируем описание профессора М. Дунаева:

«Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в середине которой стояла небольшая колокольня... а на концах — два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня».

Усадьбы Московской области.


Саша Митрахович 04.01.2018 08:01

Усадьба Суханово история

Усадьба Суханово история

Усадьба Суханово - чрезвычайно интересное место с большой историей.


В конце XVII века еще молодой царь Петр I подарил эти земли своему ближайшему соратнику Тихону Никитичу Стрешневу (1644-1719), кстати сказать, в будущем ставшему первым московским губернатором.

Однако архитектурный комплекс, который мы можем видеть сегодня, начал складываться много позже, спустя примерно столетие. Большая заслуга в том принадлежит Алексею Петровичу Мельгунову. Это был знатный вельможа, о котором государыня Екатерина II отозвалась однажды как об «очень и очень полезном государству человеке» и который вложил немало сил и средств в обустройство Суханова. После смерти хозяина в 1788 году, согласно завещанию, его усадьба и еще несколько деревень достались сыну Владимиру, который поставил беседку-ротонду с белокаменными колоннами и полусферическим куполом. Она и по сей день стоит на своем месте, правда, уже без каменного изваяния богини Венеры, покровительницы любви. Вид из беседки открывается потрясающий.

Мельгуновы также перегородили в нескольких местах естественный овраг, со дна которого били чистые ключи, и вскоре наполнились три пруда, образовав своеобразный каскад водоемов.

Владимир Мельгунов ушел из жизни в 1804 году в чине бригадира. Суханово досталось в наследство его сестре Екатерине, вышедшей замуж за князя Дмитрия Петровича Волконского. Именно при них сложился окончательно облик усадьбы. Волконские владели ею до самой революции 1917 года.

Одним из владельцев усадьбы из этого рода был светлейший князь, генерал-фельдмаршал и министр императорского двора Петр Михайлович Волконский (1776-1852), любимый племянник Дмитрия Петровича, которого Екатерина Волконская вписала в купчую как совладельца усадьбы. Именно благодаря большим связям Петра Михайловича к работе над обликом усадьбы были привлечены самые знаменитые зодчие России, в частности, Карл Иванович Росси, с которым Петр Михайлович был на дружеской ноге. Правда, придуманный великим архитектором проект «Храма уединений» так и не воплотился в жизнь. Но и без того усадьба стала тем, что потом назовут ярким памятником русского классицизма.

Генерал Дмитрий Волконский ушел из жизни рано - в 50 лет, не оправившись от тяжелых ран, полученных на Бородинском поле.

Его вдова Екатерина Алексеевна в память о муже построила в Суханово храм с усыпальницей, проект которого приписывают знаменитому Доменико Жилярди. На медной табличке, привинченной к одной из стен склепа, написано: «Заложен храм во имя святителя Дмитрия митрополита Ростовского и всея Руси Чудотворца... благословением Святейшего Синода... и иждивением ее сиятельства княгини Екатерины Алексеевны Волконской в память преставления в 1812 году сентября 30 дня покойного супруга ее Дмитрия Петровича Волконского при селе Суханово в лето от сотворения мира 7321, от Христова воплощения 1813 года мая 30 дня».

По мнению краеведа Николая Ивановича Тихомирова, «по оригинальности композиции, идейному содержанию и высокому мастерству исполнения Сухановский мавзолей, не имеющий равных в мировом зодчестве того времени, является выдающимся произведением русской классической архитектуры начала XIX в.».

В 1930-х годах была снесена колокольня храма Дмитрия Ростовского, однако сам храм сохранился.

Петр Михайлович Волконский поставил на территории усадьбы семиметровый обелиск своему кумиру императору Александру I, увенчав его двуглавым орлом.

Фельдмаршал ушел из жизни в 1852 году, и Суханово перешло во владение его старшему сыну Дмитрию, который любил эти места, но прожил совсем недолго - он пережил отца всего на семь лет.

Как написал в 1915 году художник Удо Георгиевич Иваск (1878-1922), «Золотой век Суханово прошел».

Но это были еще цветочки. По-настоящему тяжелые времена наступили после прихода к власти большевиков. В годы Гражданской войны хозяйский дом частично сгорел, а утварь - мебель, картины, посуда - была разворована. Исчезла могила и мраморный памятник князю Д.П. Волконскому. Но его имя, как и имя основателя усадьбы, увековечены в географических названиях. Так, древнее скифское погребение близ современного Кировограда, которое исследовал генерал Мельгунов в 1763 году, и поныне именуется Мельгуновским курганом, а именем Петра Михайловича Волконского назван один из островов в Тихом океане.


Саша Митрахович 14.09.2018 07:34
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча