Иконы и святыни Софийского собора Вологды

В Софийском соборе всегда было множество чтимых икон и иных святынь. Некоторые из них по сей день пребывают на своем месте, хотя и в качестве музейных экспонатов.

Среди древних икон Софийского собора особое место занимают иконы Всемилостивого Спаса с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (ок. 1657), Божией Матери Одигитрии (1641) и Софии Премудрости Божией (1618). Все они находятся в местном ряду иконостаса. Что касается последнего образа, то он, в общем, близок новгородской традиции и не имеет каких-либо значимых отличительных особенностей.


Саша Митрахович 29.01.2017 13:33

Икона Спас Всемилостивый Софийского собора Вологды

Икона Спас Всемилостивый Софийского собора Вологды

Образ Спаса Всемилостивого имеет еще более тесную «географическую» связь с Софийским собором Вологды. В 1654 году на Вологду обрушилось бедствие, сколь ужасное, столь и обычное в те времена, — мор. Во избавление от смертельной эпидемии горожане за одни сутки (18 октября) возвели деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого. Он сразу получил «дополнительные» имена — «Всеградский» (строил весь город) и «Обыденный» (строительство заняло один день). После постройки церкви, как свидетельствует летописец:

«мор на Вологде престал бысть».

Спустя несколько дней после освящения обыденной Спасской церкви так же «обыденно» некий изограф написал икону Всемилостивого Спаса. По прошествии некоторого времени она явила чудотворные свойства, и списки с нее распространились по многим храмам епархии. В 1654 году список чудотворного образа появился и в Софийском соборе Вологды. На нем у ног Искупителя иконописец изобразил фигуры «припадающих» — почитаемых в северной местности святых. Ими явились: преподобный Димитрий Прилуцкий, ученик и собеседник преподобного Сергия Радонежского, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (первой общежительной обители на Русском Севере), преподобный Корнилий Комельский, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря и устроитель обители в Комельском лесу под Вологдой, один из самых образованных иноков своей эпохи, а также преподобные Зосима и Савватий, первоначальники великого Соловецкого монастыря.

Что касается первообраза, то он сейчас находится в кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды. Менее счастливо сложилась судьба его вместилища — Спасо-Всеградского храма. В начале XVIII века он был построен в камне и на протяжении двух столетий играл важнейшую роль в жизни города: здесь, в частности, принимали присягу все выборные лица, участвовавшие в управлении Вологдой. Ежегодно 18 октября торжественный крестный ход отправлялся из Софийского собора в Спасо-Всеградский.

В 1920-е годы Спасскую церковь объявили безынтересной в историческом и художественном отношении и приговорили к уничтожению. Но здание агонизировало еще долго: сначала под его изуродованной кровлей располагался Дом искусств, затем — кинотеатр им. Горького. Окончательно снесли храм в 1972 году. А ведь за три столетия до того вологжане обязались за себя и своих потомков вечно (!) хранить возведенную всем миром церковь. Документ, подтверждающий это, был найден в архивах Вологодской консистории в 1858 году. Ныне, однако, на месте разрушенного собора стоит лишь крест — слабый вздох потомков о невыполненном обещании.


Саша Митрахович 29.01.2017 13:44

Икона Успения Божией Матери Софийский собор Вологда

Икона Успения Божией Матери Софийский собор Вологда

С началом советской эпохи Вологодчину вместе со всей страной накрыла волна богоборчества. В это время Софийский собор Вологды, объявленный музеем, явился своего рода спасительным ковчегом для святынь из разорённых монастырей и храмов. Среди прочих икон, уцелевших от уничтожения благодаря своей древности и художественным достоинствам, в Софийский собор из Семигородней Успенской пустыни поступила икона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким.

Природный Вологжанин, этот святой — прекрасный иконописец и кузнец — основал в окрестностях родного города несколько монастырей. Везде, где бы ни поселялся он, его находили все новые и новые последователи: слишком очевидно изливался через него свет Христов, так, что не мог сокрыться от людей.

Впоследствии эстафету устроения обителей подхватили ученики преподобного. Они-то и основали в местности, издавна носившей название Семигородней (по семи селам, располагавшимся здесь), небольшую пустынь и принесли в нее икону Успения Пресвятой Богородицы Дионисиева письма. Произошло это в начале XV века.

На протяжении своей истории монастырь дважды, если не считать советского периода, приходил в запустение и вновь отстраивался. К 1917 году он подошел благоустроенным и цветущим, а монастырская икона Успения Божией Матери, прославившаяся чудотворениями, привлекала множество богомольцев. Но XX столетие оказалось безжалостно к обители: сейчас от нее остались лишь руины. В целости сохранился лишь древний образ письма преподобного Дионисия, вовремя спасенный работниками Вологодского музея.


Саша Митрахович 29.01.2017 13:53

Мощи Святителя Антония Софийский собор Вологда

Мощи Святителя Антония Софийский собор Вологда

С давних пор Софийский собор Вологды служил местом последнего упокоения вологодских архиереев. Одним из первых был погребен здесь епископ Вологодский и Великопермский Антоний (Алексеев). Владыка, поставленный на Вологодскую кафедру из игуменов Герасимо-Болдинского монастыря, отличался благоговейной жизнью. Главным делом его архипастырского служения стало завершение отделки Софийского собора. Успел он, однако, освятить лишь южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре после кончины свт. Антония возле его гроба начали происходить чудо-творения, что послужило дополнительным основанием к его канонизации, совершившейся, впрочем, лишь в середине XIX века.

На протяжении всей советской эпохи мощи святителя находились в Софийском соборе. Но, конечно, собор-музей — не самое лучшее место для мощей святого, поклониться которым желает множество верующих. И в 1998 году мощи свт. Антония перенесли в вологодский храм Николая Чудотворца во Владычной слободе, где они пребывают по сей день.


Саша Митрахович 29.01.2017 14:14

Икона Божией Матери Софийский собор Вологда

Икона Божией Матери Софийский собор Вологда

Одигитрия

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Это один из самых распространенных и старых иконографических типов изображения Богородицы с Младенцем, когда Он изображается сидящим на руках Своей Матери с благословляющей десницей (левая рука при этом держит свиток или книгу). Божия Матерь указывает рукой на Сына, тем самым раскрывая основной догматический смысл образа — явление в мир Небесного Царя. «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», — говорит Христос, и икона Божией Матери «Одигитрия» словно иллюстрирует эти слова, запечатленные в сердце каждого христианина. Согласно преданию, самую первую «Одигитрию» написал апостол Лука, а затем множество ее изводов распространилось по православному миру. В России наиболее почитаемыми иконами, которые можно отнести к этому иконографическому типу, являются Иверская, Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери. Кстати, Казанский образ Пресвятой Богородицы также принадлежит ктипу «Одигитрия», хотя изображение Царицы Небесной здесь оплечное, а не поясное.

Об иконе Божией Матери Софийского собора Вологды известно, что изначально она, обложенная серебряным окладом, хранилась в особом киоте перед архиерейским местом.

Иконографический тип «Одигитрия», к которому принадлежит икона, был довольно широко распространен по всей Руси, и в окрестностях Вологды в частности. Особую славу снискала себе в здешних краях Одигитрия Устюженская. Как гласит предание, именно она (вернее, Божия Матерь по молитвам христиан перед Ее иконой) спасла Устюжну в 1609 году от нашествия поляков. С тех пор жители города почитали этот образ как главную свою святыню.


Саша Митрахович 29.01.2017 14:20

Читать следующую статью

Архитектура Софийского собора в Вологде

Читать предыдущую статью

История Софийского собора Вологды

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча