Борисоглебский монастырь Ростов Великий

Борисоглебский монастырь один из лучших сохранившихся до наших дней русских монастырей-крепостей, не «игрушечных», а самых настоящих, боевых. Находится он в девятнадцати километрах от Ростова в поселке Борисоглебский.

Яркий, запоминающийся ансамбль Борисоглебского монастыря Ростова формировался в XVI—XVII веках тремя «волнами»: первую поднял знаменитый русский храмодел великий князь Василий III, вторая связана с именем Ивана Грозного (в эпоху опричнины русский царь сотоварищи рассматривал Борисоглебский монастырь как одно из мест, где планировал постричься в монахи), третья — эпоха ростовского митрополита Ионы Сысоевича.
В смутное время славу обители принес затворник-веригоносец Иринарх, предсказавший скорый конец польскому пану Сапеге, если тот не уберется с Русской земли. Поляк восхитился святым отшельником («Правда в батьке велика!»), но, естественно, не послушал его и, натурально, умер от болезни в Московском кремле, осажденном ополчением Минина и Пожарского. Келья Иринарха — крохотная то ли часовенка, то ли будочка, пристроенная изнутри к монастырской стене, — по сей день является местом массового паломничества.
А в 1960-е годы реставрацией монастыря занимался знаменитый архитектор В. Баниге, в разные годы восстанавливавший такие первоклассные памятники, как ростовский Архиерейский двор (после смерча 1953 года), Софийский собор в Вологде и дворец Марли в Петергофе.
Борисоглебский монастырь был музеефицирован, что, впрочем, не помешало государству как-то о нем подзабыть. Теоретически его «как бы» включили в Золотое кольцо, практически — туда добирались немногие. К девяностым годам стены и башни просто вопили о ремонте, на который у музея в то трудное время уже, разумеется, не было денег.
Совсем недавно Борисоглебскую обитель передали Церкви.

Борисоглебский монастырь место вроде известное, но, судя по внешнему виду в последние лет пятнадцать, какое-то подзабытое... А жаль!
Собор Бориса и Глеба (1522-1524) — первенец здешнего каменного строительства, мощный «национальный» четырехстолпный одноглавый храм. В XVIII—XIX веках на него пытались водрузить еще четыре, но советские реставраторы историческое несоответствие убрали. До XVIII века храм, очевидно, не расписывался вовсе; последняя стенопись относится к началу XX века.
Звонница (1690) — родная сестра ростовской, поменьше, но и поизящней, с колокольцами и часами.

Надвратные церкви Сергия Радонежского и Сретения Господня (конец XVII в.) — настоящие шедевры ростовской школы, высокие, с мощными пятиглавиями, покрытые сочным декором да к тому же еще и фланкированные внушительного вида башнями — местная изюминка.
Келья Иринарха у северной стены монастыря. Маленькая, но пропустить невозможно — туда ведет дорожка, где толпятся паломники.
Ну и, конечно же, сами стены и башни. Просто воплощенная мощь, крепостей такого размаха в Ярославской области (да и во многих соседних областях тоже) больше не сохранилось — превзойден даже переславский Никитский монастырь!
Раньше можно было забраться на самую высокую башню — вид с нее просто восхитительный. Но в последние годы кладка дала трещину, и вход на башню был закрыт.