Никольский храм Воронеж

Барочная Свято-Никольская церковь - одна из самых «намоленных», по мнению прихожан, поскольку в течение своей трехвековой истории закрывалась только на три года. При этом она выстояла в немецкую оккупацию и во время боев за освобождение города.
Возведение ее деревянной предтечи имело важное государственное и политическое значение: страна нуждалась в пресечении Смуты и слухов о том, что царевич Дмитрий якобы уцелел. В этом храме было немало икон безвременно погибшего царевича, и здесь его постоянно поминали. Сама церковь была выстроена на казенный счет по велению государя Михаила Федоровича, который пожаловал храму немало земель.
Если подняться от Успенской Адмиралтейской церкви на холмы и пройти чуть правее, то всего через несколько сотен метров, на пересечении улиц Таранченко и Герцена, находится Никольский храм Воронежа.
Никольский храм - третий по времени строительства каменный православный храм в Воронеже и самая древняя среди приходских; первые две являлись монастырскими: Алексеевско-Владимирская и Успенская Адмиралтейская.
Никольский храм в Воронеже возводился в 1710-е годы. В 1714 году договор на строительные работы был заключен с крестьянами Ярославского уезда Ф. Гладцом и А. Шлухолыстовым, но они с задачей не справились. В 1718 году за дело взялись крестьяне того же уезда Кирилл Остафьев с сыном, которые обязались достроить церковь за 95 рублей. И свое обязательство выполнили.
В новой Никольской церкви Воронежа имелся придел во имя великомученика Димитрия Солунского. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил новый придел — в честь своего покровителя, святителя Алексия, митрополита Московского, а еще через шесть лет купцы Ардалион и Африкан Ляпины, исполняя обет купчихи Дьяковой, соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел выстроили на месте прежнего Димитриевского, который был перенесен влево, для чего потребовалось пробить капитальную стену (северный фасад при этом получил ломаную линию). Появление еще одного придела было связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры 1831 года купчиха Дьякова получила во сне указание отслужить молебен перед Толгской иконой Божией Матери. Видение ее стало известно в народе, икону принялись носить по улицам и домам горожан, и многие верующие чудесным образом исцелились. Отметим, что семья самой Дьяковой не пострадала от холеры.
Из истории Никольского храма
Век деревянной церкви оказался слишком короток: уже в 1703 году ее уничтожил пожар - подлинный бич всей тогдашней деревянной застройки.
После взятия Петром I Азова во время Азовских походов корабельное строительство на реке Воронеж захирело, и город стали покидать иностранные специалисты. А в начале XVIII века в город хлынул поток чиновников, военных и жителей отданных противнику азовских территорий. И все они нуждались в храмах.
Это прекрасно понимал святитель Митрофан, повелевший заложить рядом с местом сгоревшего при пожаре Димитриевского храма новую каменную церковь, третью такого рода в Воронеже. За пять лет всем миром собрали деньги, подыскали опытных мастеров и к 1720 году завершили строительство. Новый храм освятили во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Аикийских.
В мае 1748 года церковь пережила сильный пожар, однако выстояла, хотя и лишилась большей части внутреннего убранства. Здание отремонтировали и добавили придел во имя великомученика Димитрия Солунского, а затем пристроили и колокольню.
Спустя столетие (1831) в Воронеже разразилась масштабная эпидемия холеры, которая унесла в могилу каждого шестого жителя города. Прекратилась она довольно быстро, и причиной этого горожане сочли массовые молебны в Никольском храме об избавлении от моровой язвы. Они проходили перед чудотворной Толгской иконой Божией Матери, после чего образ носили по всем городским улицам, и верующие по молитвам исцелялись. В честь этой иконы в Божием доме обустроили новый придел.
При храме с 1881 года существовало церковноприходское попечительство, притом что причт был невелик: священник, дьякон и псаломщик. Члены причта проживали рядом с храмом, в домах, принадлежавших церкви.

Несмотря на небольшой штат, причт Никольского храма немало сделал в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Проводились особые молебны о ниспослании победы русскому оружию, а приходской попечительский совет собирал пожертвования для действующей армии и семей погибших и раненых, помогая родным воинов, которых немало ушло на фронт из полутысячного Никольского прихода.
При советской власти кафедра обновленческих «архиереев» Воронежа была устроена в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. Затем раскольники перебрались в Никольский храм, в то время как прихожане требовали возвращения храма в лоно истинной Церкви.
В скором времени большевики разочаровались в обновленческом движении, и храм был закрыт, но ненадолго. Грянула Великая Отечественная война, и двери Никольской церкви, первой в числе воронежских храмов, снова распахнулись для верующих (1942). После освобождения Воронежа богослужения в храме возобновились, с мая 1943 года и по сей день они уже не прекращались.