Владыкино Москва

Владыкино Москва

На фото: Один из древнейших московских монастырей — Богоявленский (нынешний облик его сформировался в конце XVII века, так что не судите о древности по фотографии). Именно ему принадлежало село Вельяминово.

Село Владыкино известно по документам со времен Василия III — правда, под другим названием. Исстари в нем была деревянная церковь, и деревянной она, несколько раз перестроенная, оставалась до середины XIX века, когда, наконец, активный настоятель и щедрый жертвователь нашли друг друга.

Владыкино - район Москвы история

История местности, известной теперь как Владыкино, прослеживается на достаточно протяженном отрезке времени. Первые сведения о ней, дошедшие до нас, мы встречаем в жалованной грамоте 1511 года Василия III московскому Богоявленскому монастырю, где подтверждены права монастыря на издревле принадлежавшие ему подмосковные села и веси. И вот среди них мы обнаруживаем село Вельяминово с деревней Марфино. Именно Вельяминовым, по имени своих когдатошних владельцев, называлось Владыкино.

Вельяминовы пожертвовали село монастырю (произошло это, видимо, в последней трети XIV века), и на протяжении без малого двухсот лет Богоявленская обитель владела им. Владение это, правда, было прерывистым. В конце XVI века монастырь зачем-то променял Вельяминово князю Дмитрию Ивановичу Шуйскому на село Топорково в том же стану. Однако по грамоте, данной Борисом Годуновым игумену Иову в 1602 году, село вновь принадлежало монастырю.

Во время польсколитовского разорения от села ничего не осталось — три двора крестьянских да один бобыльский, а всего жителей семь человек. В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал было его князю Дмитрию Пожарскому, дабы тот мог «уширить» свою вотчину (княжеское село Медведково соседствовало с Вельяминовым), однако в 1623 году Богоявленский игумен Илия упросил царя, чтобы село вернули монастырю. А в следующем году оно отошло к Ивану Ивановичу Шуйскому. Он владел селом до своей смерти в 1638 году и отказал его вновь во все тот же Богоявленский монастырь «на помин души».

Именно Иван Шуйский выстроил в Вельяминове новый храм взамен обветшавшего Никольского — и с новым посвящением, - храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино. Это посвящение храм, не раз изменяя свою внешность и будучи даже перенесенным на другое место, неизменно сохранял на протяжении столетий.

Владычное село

Следующий период в истории Вельяминова связан с деятельностью Патриарха Никона. Пылкий «домостроитель», он еще в самом начале своего патриаршества выменял у богоявленского архимандрита Серапиона «село Вельяминово, на речке на Лихоборке, с крестьянами и с мельницею, да деревню Марфино с крестьянами». Богоявленский монастырь получил взамен Вельяминова села Покровское (Московского уезда) и Бисерово (Коломенского уезда).

Патриарх Никон сразу переименовал и переустроил Вельяминово. Оно стало Владыкиным и приобрело деревянный владычный дворец с домовой церковью «во имя Пресвятыя Богородицы Иверския». Патриарх очень почитал этот образ Божией Матери, именно он «открыл» его для России и монастырь свой на Валдае основал специально для списка с Иверской иконы Богородицы, привезенного с Афона.

На освящение церкви, состоявшееся 9 апреля 1654 года, прибыл царь Алексей Михайлович. Неизвестно, чем пожаловал государь своего тогдашнего «собинного друга» при этом визите (надо полагать, чем-нибудь да пожаловал), а вот дары, поднесенные самому царю в связи с его посещением Владыкина, — вернее, расходы на них — были «запротоколированы» в книге Патриаршего приказа: «Атлас турецкий по зеленой земле, листья золоченые с белым да с лазоревым шелком по цене 18 Рублев; да за два сорока соболей, по цене 50 рублев за 30, итого 100 рублев, и те атласы и соболи поднесены государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси в дарех в селе Владыкине на освящении церкви Пресвятыя Богородицы Иверския».

Владыкино - Дача преосвященного Феофана

Шло время. Патриарх Никон оказался в ссылке. Умер. А село Владыкино оставалось в собственности наследовавших Никону Патриархов. Они, судя по записям в книгах Патриаршего приказа, часто посещали эти места. И хотя специально для их молитвенных нужд существовала Иверская церковь, молились они и в Богородице-Рождественской.

Со смертью Патриарха Адриана Петр I (он, кстати, тоже бывал во Владыкине) постепенно отменил Патриаршество вовсе, и в 1721 году Владыкино должно было отойти в ведомство Святейшего Синода. Но Петр пожаловал его своему сподвижнику «преосвященному Феофану, архиепископу Псковскому и Нарвскому». Речь идет, разумеется, о небезызвестном Феофане (Прокоповиче), впоследствии архиепископе Новгородском. Феофан с благодарностью принял монаршую милость и, бывая в Москве, любил проводить время во Владыкине. Здесь он огородничал и садовничал (выращивал ежевику и малину), варил «доброе пиво» и принимал гостей. В том числе, уже после смерти своего августейшего благодетеля, — императрицу Анну Иоанновну, которую сам венчал на царство. Императрица посетила Владыкино вскоре после коронации, летом 1730 года.

В 1736 году архиепископ умер, и Владыкино то ли вернулось к Богоявленскому монастырю, то ли все-таки стало синодальным доподлинно неизвестно. В пользу первого предположения говорит то обстоятельство, что монастырь даже в XIX веке владел близлежащей мельницей на реке Лихоборке и небольшим участком земли рядом с Богородице-Рождественским храмом.

В 1764 году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, и Владыкино, насчитывавшее двадцать дворов, отошло к ведомству государственных имуществ.

Во второй половине XIX века Владыкино постепенно превращалось из села, с его обычно крестьянским укладом, разбавленным благодаря близости к Москве фабричной деятельностью нескольких предпринимателей, в популярное дачное место. Присутствие дачников бодрило местную жизнь, давая поселянам возможность заработка, но в то же время действовало развратительно: привыкая к легкости, с которой дачники расставались с гривенниками, пятиалтынными и рублями, крестьяне приучались к праздности, пристращались к вину.


Саша Митрахович 14.11.2017 07:32
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча