Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Содержание:

Троице-Сергиева лавра – общероссийская святыня

Основанная преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. прославленная обитель Живоначальной Троицы на протяжении столетий считается одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 - 1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного польско-литовского войска при численности осажденных

монахов и жителей около 3 тысяч. Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других Божиих угодников, укреплявших героический дух защитников славных стен. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование лавры.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились историко-художественный музей и другие учреждения. В Великую субботу 1946 г. ожившие колокола возрожденной лавры возвестили о первом после закрытия богослужении в Успенском соборе.

Сегодня тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву лавру со всех концов России и других стран. Лавра знаменита уникальной библиотекой рукописных и старопечатных книг, которую собирали на протяжении многих веков. В древнейшем Троицком соборе почивают святые мощи преподобного Сергия Радонежского, которого называют игуменом земли Русской, а иконостас хранит иконы письма Андрея Рублёва. Величественный Успенский собор лавры возведен в 1559-1585 гг. по велению царя Ивана Грозного, рядом расположена усыпальница царя Бориса Годунова.

Одним из самых знаменитых монастырей России является Троице-Сергиева лавра. Ее создание неразрывно связано с великим подвижником и православным святым XIV века Сергием Радонежским. До монашеского пострига, в миру, он звался Варфоломеем. Свое детство юноша провел в селе Варницы, близ Ростова. В семье родителей — боярина Кирилла и его жены Марии — у него было два брата: старший, Стефан и младший, Петр.
С самых ранних лет Варфоломею были милы и горячая молитва, и святые образа в церкви. Легенда рассказывает, что мальчику не давалась грамота. Он начал бегло читать церковные книги лишь после встречи с монахом, который дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры.
Странник зашел в дом к родителям Варфоломея и предрек им, что «...велик будет сын ваш перед Богом и людьми». Позже люди рассказывали про знамения, которые происходили с матерью будущего святого еще до рождения сына. Были они на самом деле или стали лишь частью легенды, сложенной о великом подвижнике, не так и важно, поскольку сама жизнь Варфоломея стала удивительным чудом и подвигом веры.
В 1328 году родители отрока подались не от хорошей жизни в глухой лесной угол, на Радонеж, подальше от Ростова, где присланные из Москвы сборщики податей стали попирать закон и порядок. Уже в то время Варфоломей мечтал о тихой уединенной жизни монаха вдали от человеческой злобы и алчности. Однако когда оба его брата обзавелись семьями, Варфоломею пришлось ухаживать за стареющими родителями. Свой сыновний долг он выполнил до конца.
 Перед кончиной Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском монастыре, что находился близ Радонежа. Теперь они почитаются как православные святые. Похоронив родителей, Варфоломей уступил брату Петру свою часть наследства, раздал имущество нищим и отправился в окрестные леса искать место для пустынного житья. Он нашел его на берегу реки Кончуры, и вскоре на холме Маковец была срублена маленькая церковь Пресвятой Троицы. Под ее бревенчатыми сводами Сергий принял постриг. Совершить этот церковный обряд ему помог посетивший церковь игумен Митрофан. Он же дал иноку новое, церковное имя. Так Варфоломей стал монахом Сергием.
Много удивительных историй рассказывали о его уединенной жизни в лесной чащобе. Как однажды явилась в сиянии света Сергию Пресвятая Дева Мария. Как приходил к его келье медведь, с которым будущий святой делил свою скудную пищу. Как носились в сумерках вокруг церкви бесы в островерхих литовских шапках и как Сергий укрощал эту нечисть своей молитвой. Вскоре об отшельнике пошла людская молва и на Маковец потянулись монахи. Вначале их было лишь двенадцать — по числу первых учеников Христа. Сергий запрещал им принимать милостыню от людей и подавал пример своими трудами — колол дрова, носил воду, молол муку и пек просфоры.
Прошли годы, и на Маковце возник небольшой монастырь. Лишь с большим трудом удалось братии уговорить Сергия стать его игуменом. Он исполнял эту обязанность, оставаясь таким же простым монахом, что и в годы уединенной жизни. Рассказывают, как в монастырь пришел за советом селянин и отказался признать игумена в простом монахе, копающем грядки. Лишь когда к нему с поклоном обратился приехавший со свитой князь, мужичок понял, что перед ним действительно знаменитый Сергий Радонежский. А власть имущие стали часто наведываться к старцу. Меж князей нередко случались кровавые споры за власть. Сергий же своим тихим проникновенным словом и молитвой уговаривал враждующих и склонял их подчиниться великому князю московскому. Так постепенно крепил он единство русичей, а оно было так им необходимо для борьбы с заклятыми врагами — монголо-татарами.
Перед знаменитой Куликовской битвой с полчищем Мамая в монастырь к Сергию Радонежскому за благословением приезжал Дмитрий Донской. Вместе с князем на ратный подвиг из обители отправились два инока — Пересвет и Ослябя. Оба они пали в битве, которая закончилась славной победой. Говорят, что преподобный Сергий видел все сражение духовным взором и молился за павших, поминая каждого по имени.
Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года и через шестьдесят лет был причислен к лику святых.
В первой четверти XV века на территории монастыря было завершено строительство каменного Троицкого собора. В него внесли мощи преподобного Сергия; их не коснулось тление. В нижнем ряду иконостаса собора талантливый иконописец Андрей Рублев поместил икону святой Троицы; она позже стала всемирно знаменитой.
По указу Ивана Грозного на территории монастыря был возведен большой каменный Успенский собор. У его стен впоследствии были погребены останки царя Бориса Годунова. В Смутное время монастырь отразил нападение 30 тысяч врагов и тем сыграл важную роль в приближении конца смуты.
Рассказывают, что однажды Сергию после жаркой молитвы о своих духовных детях было видение. Среди ночи в лесу возник небесный свет и над обителью появились десятки удивительных птиц. В тишине раздался голос: «Как велико число этих птиц, так умножится стадо твоих учеников, и после тебя они не оскудеют, но будут украшены разными добродетелями, если захотят последовать твоим стопам».
Пророчество сбылось. По примеру Троицкого монастыря ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. На Руси их стараниями возникло более семидесяти монастырей. Многие из них сыграли важную роль не только в истории Православной церкви, но и в истории нашей страны. Сама Троице-Сергиева лавра стала одним из крупнейших монастырей России.
В XIX веке ее ежегодно посещало до 300 тысяч паломников со всех концов страны. Всех их бесплатно кормили во время пребывания в монастыре, при лавре работала больница, которая во время Первой мировой войны стала лазаретом для раненых.
После бурных революционных событий 1917 года лавру закрыли. В ее помещениях были размещены клуб, столовая, спортзал и даже стрелковый тир. Были сброшены и разбиты почти все колокола обители. Монастырь вновь заработал почти сразу после окончания Великой Отечественной войны, когда властям страны стало ясно, насколько большую роль лавра продолжает играть для поднятия патриотического духа людей. Переосвящение Троицкого собора состоялось 21 ноября 1946 года. С тех пор Троице-Сергиева лавра продолжает оставаться крупнейшим монастырем России и одним из ее главнейших духовных центров.

 


Саша Митрахович 23.01.2016 15:05

Свято-Троицкая Сергиева лавра

г. Сергиев Посад, Московская обл.

Обитель расположена на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности, в 70 км к северо-востоку от Москвы. Она была основана в 1345 г. (по другим сведениям — в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи нестяжательства и трудолюбия.

К середине XIV в. значительное увеличение числа иноков потребовало перестройки всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему монастырь сохранил до наших дней.

Для своего времени монастырь был сильной крепостью с каменной стеной. С юга подходы защищал Подольный монастырь, с запада — пивной двор, обнесенный прочным тыном и имевший тайник (подземный ход в крепость). Речки и пруды, огибавшие монастырь, представляли собой естественные препятствия, затруднявшие организацию осадных работ против восточного и южного фасов крепости.

ГербГерб Сергиева Посада был разработан под руководством Б. Кене и утвержден 16 марта 1883 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы синего цвета. На щите изображены серебряная монастырская стена с лазоревыми (синими, голубыми) швами и закрытыми черными воротами. Над стеной возвышается серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным золотым шестиконечным крестом. По обе стороны башни изображены золотые бердыши. В левом верхнем углу щита размещен фрагмент герба Московской губернии образца 1883 г. — святой великомученик Георгий Победоносец на коне, развернутый влево, поражает копьем желто-зеленого дракона. Щит увенчан красной башенной короной о двух зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.

Монастырские стены протяженностью около 1,4 км были усилены 12 башнями. Высота стен доходила до 6 м, а толщина составляла 3,5 м. В стене имелось два боевых яруса — нижний для ведения подошвенного боя и верхний. Боевую площадку верхнего боя с внешней стороны ограждал парапет высотой 1,5 м, с узкими щелями стрельниц для поражения противника на дальних подступах к стенам. По верхнему ярусу можно было свободно обойти вокруг всей крепости, что становилось весьма важным во время ее обороны.

Наибольшее испытание на долю монастыря и его защитников выпало в Смутное время. Оборону монастыря можно условно разделить на три основных периода. 1 июня 1608 г. войска Лжедмитрия II расположились лагерем в селе Тушино, захватили и разграбили многие города вокруг столицы и приступили к осаде Москвы, почти полностью блокировав ее. Лишь Троице-Сергиев монастырь не находился в их власти. 23 сентября польские воеводы Я. Сапега и А. Лисовский привели с собой к стенам обители от 10 до 15 тыс. человек. Впрочем, в войсках интервентов преобладала конница, а имевшиеся полевые орудия были бессильны против мощных стен монастыря. Гарнизон крепости в этот период насчитывал около 2,5 тыс. человек, способных держать в руках оружие, и примерно 1 тыс. жителей окрестных деревень.

 Вероятно, приверженцы Лжедмитрия II надеялись, что защитники монастыря, подобно другим русским людям, напуганы победами самозванца и сдадут крепость без боя. Но недаром троицкие старцы составляли цвет русского монашества. Им удалось убедить гарнизон крепости и мирян «верно служить царю, который в Москве будет», т. е. служить не конкретному лицу, а государю, признанному страной.

29 сентября Сапега предпринял попытку склонить монастырь к сдаче. Защитники крепости ответили категорическим отказом: «Мы приняли писание ваше и оплевали его. Что за польза человеку возлюбить тьму паче света, променять честь на бесчестие, ложь на истину,

 свободу на рабство...» После безуспешных попыток убедить осажденных 3 октября интервенты открыли огонь из орудий, пытаясь разрушить западный и южный фасы крепостной стены.

Вскоре стало очевидно, что обстрел не приносит особого вреда осажденным. После того как выявились прочность крепостных стен и недостаточная мощь огня артиллерии, Сапега и Лисовский решили взорвать участок стен.

Для этого от мельницы провели ров к Красным воротам и вывели его на гору против круглой угловой Пятницкой башни. 12 октября из этого рва враги сделали подкоп, чтобы заминировать башню. Одновременно шла подготовка к штурму крепости. Ночью 13 октября интервенты предприняли первый общий штурм монастыря. Защитники встретили врага дружным и метким огнем из всех орудий и не подпустили его к крепостной стене.

Наступающие, неся потери, в беспорядке бежали в свой лагерь. В дальнейшем противник неоднократно возобновлял попытки взять крепость открытым штурмом, но все они легко отражались оборонявшимися.

Осажденные также наносили удачные контрудары по противнику: уничтожили подкоп, отбили часть артиллерии и нанесли врагу значительный урон в живой силе.

В конце 1608 г. наступил второй период обороны монастыря. Потерпев поражение в боях, интервенты решили взять крепость измором, полностью блокировав ее.

Вскоре в Троице подошли к концу запасы пороха, закончились дрова. Осажденные страдали от стужи, болезней и однообразной пищи.

В январе участились заболевания цингой. В феврале 1609 г. в монастыре ежедневно умирало 20—30 человек, в апреле свыше 50 человек. К весне боеспособных (ратных людей и монахов) оставалось менее 500 человек. Такая обстановка способствовала моральному разложению неустойчивой части оборонявшихся. Среди ратных людей и монахов начались пьянство, азартные игры, разврат, ссоры.

Между начальствующими лицами возникали вражда, интриги, обвинения в намерениях измены. Дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить. Камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Посыпались взаимные обвинения. Вскоре дело дошло до открытого столкновения между воеводой Григорием Долгоруким и властями монастыря. Только не прекращавшиеся вылазки поддерживали моральный дух и волю к борьбе. Воеводы писали Шуйскому в Москву, сообщали об обстановке в монастыре, о недостатке продовольствия, пороха и особенно людей, просили помощи. Но только 15 февраля 1609 г. в монастырь через блокадную линию прорвался небольшой отряд казаков. Литовцы схватили 4 казаков, и Лисовский повелел казнить их на виду у монастыря. В ответ воеводы приказали вывести за ограду 20 литовских пленников и 19 казаков и казнить их перед станом Лисовского.

С наступлением весны противник вновь перешел к активным действиям. Вечером 27 мая 1609 г. Сапега и Лисовский двинули свое войско к стенам крепости в темноте, «хотяще к стенам градным прийти тайно и ползающе, аки змиа по земли молком, везеху приступные козни: щиты рубленые, и лестницы, и туры, и стенобитные хитрости». Осажденные открыли стрельбу из орудий подошвенного боя, кололи нападавших, когда они по лестницам пытались взобраться на стены, метали в них камни, лили кипяток, смолу и бросали мелкую известь, чтобы засыпать им «скверные очеса». С наступлением дня враг, не добившись успеха, вынужден был отступить, побросав все свои «приступные хитрости». В этот момент воеводы организовали вылазку, уничтожив тех, кто не успел убежать. 30 человек удалось захватить в плен.

28 июня осажденные отразили вторую атаку, а 31 июля 1609 г. гарнизон крепости, насчитывавший к этому дню всего около 200 человек, отразил третий и последний штурм.

Летние бои у Троицкого монастыря позволили правительственным войскам Михаила Скопина-Шуйского и Федора Шереметева перегруппироваться и, опираясь на помощь земского ополчения, перейти в наступление против Лжедмитрия II. 12 января 1610 г. интервенты сняли осаду монастыря и отступили к Дмитрову: «побегоша к Дмитрову никем не гонимы». Так закончилась 16-месячная тяжелая, но упорная, активная и успешная оборона Троице-Сергиева монастыря.

Героическая оборона монастыря значительно повысила его авторитет. В XVII в. отмечен рост пожертвований и вкладов, поступавших этой обители. В результате удалось не только в короткие сроки восстановить поврежденные в ходе военных действий строения, но и приступить к возведению новых сооружений. В первую очередь были усовершенствованы оборонительные укрепления — в два раза были наращены высота и толщина стен, составившие соответственно 10—14 м и 6 м.

При этом число боевых ярусов увеличилось с двух до трех. Был расширен ров у восточной стороны. Его глубина составила 4 м, а ширина — почти 9 м. Крепость состояла из 12 башен (к настоящему времени сохранилось 11), которые выдавались вперед по отношению к стенам, что должно было обеспечить возможность вести перекрестный огонь в случае приближения неприятелей к крепости. Башни в основном имели по 6 боевых ярусов.

Строительство оборонительных сооружений было в основном завершено в середине XVII в., и уже в конце столетия монастырь вновь выступил на первый план в связи с бурными политическими событиями той эпохи. В 1682 г. за стенами крепости укрывались во время стрелецкого бунта десятилетний царь Петр и его ближайшие родственники. Через 7 лет, в момент ожесточенной борьбы с отстранившей его от власти царевной Софьей, он вновь нашел прибежище в его стенах.

В 1744 г. императрица Елизавета Петровна присвоила Троице-Сергиевому монастырю почетное звание лавры. В феврале 1764 г. все вотчины Троице-Сергиевой лавры были переведены под управление государственной Коллегии экономии. В 1782 г. слободам и селам, расположенным в окрестностях монастыря, был присвоен статус посада и название «Сергиевский».

В октябре 1919 г. постановлением советского правительства был образован Сергиевский уезд, и посад получил статус города. Троице-Сергиева лавра при этом была закрыта, а на ее территории был создан музей, что позволило сохранить от гибели значительную часть произведений церковного искусства XV—XX вв. Возрождение обители началось в 1946 г.


Саша Митрахович 26.01.2016 15:41

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча

Новые посты

Это интересно

Загрузка...