Белопесоцкий монастырь

Белопесоцкий монастырь

Белые Пески - историческое название местности, расположенной на низком пойменном левобережье реки Оки в районе современного города Ступино. История и предыстория Белопесоцкого монастыря окутаны преданиями. Согласно монастырским преданиям, основание иноческого поселения на Белых Песках предрек сам «игумен земли Русской» - преподобный Сергий Радонежский.

Порубежье

Русло реки Оки в XIV-XV веках являлось южной границей земель Северо-Восточной Руси. Постепенно вдоль Оки складывалась система укреплений, предназначавшихся для защиты Москвы и центральных уездов страны от опустошительных набегов со стороны враждебных соседей юга и юго-востока. Окское левобережье было хорошо освоено, здесь существовали не только села, но и города, и даже монастыри. Достаточно упомянуть Серпуховский Высоцкий монастырь, основанный при участии преподобного Сергия Радонежского в конце XIV столетия.

Сама местность Белые Пески располагалась достаточно близко к Кашире. Это был крупный населенный пункт того времени, известный с середины XIV века, название которого даже вошло в титулатуру епископов - владыки, управлявшие окрестными приходами,назывались «Коломенскими и Каширскими». Любопытно, что Белопесоцкая обитель возникает в непосредственной близости от Каширы.

В то время устремления иноков, создававших новые монастыри, тяготели к необжитым, диким районам, где, вдали от мирской суеты, можно было обрести молитвенное уединение и спокойно предаваться духовным подвигам. Конечно, обители продолжали основываться и в городах или их ближайших окрестностях, но такие монастыри, как правило, возводились при участии сильных мира сего, желавших обрести у себя под боком духовный центр. В отличие от удаленных монастырей, эти - «пригородные» - обители появлялись, скорее, по инициативе не монахов, но князей. Не свидетельствует ли местоположение Белопесоцкого монастыря как раз о том, что его основатель, преподобный Владимир, действовал по просьбе кого-то из окрестных власть имущих?

Точное время основания обители на Белых Песках неизвестно. Первое документальное свидетельство о монастыре, которое сейчас принято за дату его основания, относится к 1498 году, когда 16 ноября бывший казанский хан Мухаммед-Эмин выдал Троицкому Белопесоцкому монастырю жалованную грамоту, по которой предоставил обители пустой лес - территорию современного города Ступино. В грамоте упомянуто и имя игумена обители - Владимира.

Этот Владимир отождествляется с преподобным Владимиром Белопесоцким, основателем монастыря, который пришел на Белые Пески из Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. А. Б. Гланд, один из современных исследователей истории Белопесоцкой обители, не без оснований предположил, что появление монаха Владимира из Новгорода могло быть связано с частичным изъятием земель у новгородских монастырей великим князем Московским Иваном III, которое проводилось как раз в конце XV века после присоединения Новгорода к единому Русскому государству. Может быть, оставшаяся земля не могла пропитать столь большое число новгородских монахов, и это вынудило их искать себе новые места подвижничества?

Или, кто знает, недовольные поведением новой власти монахи уходили от тяжелой руки Москвы туда, где она уже установила свой порядок, и там в меньшей степени следовало ожидать ее нового карающего взмаха? Неведомо, монах ли Владимир нашел это место и обратился к его хозяину с просьбой о выделении земли под монастырь, или, что более вероятно, Владимира призвали и поручили основать монастырь. Но ясно одно - в то время самостоятельно никто, даже благочестивый монах, не мог занять пустующее место. На основание обители требовалось получить разрешение со стороны владельца земли.

Белопесоцкий монастырь как крепость

Белопесоцкий монастырь

Белопесоцкий монастырь быстро и уверенно развивался и укреплял свое положение. Видимо, уже вскоре после основания, если не сразу, он был осмыслен как серьезный опорный пункт в защите южных рубежей страны. Исследование, возможно, древнейшей из сохранившихся построек обители - Никольской церкви под колокольней - показало, что она изначально задумывалась одновременно и как сторожевая башня, созданная по всем правилам фортификации.

О Белопесоцком монастыре как о крепости свидетельствует и опись обители, проведенная в 1627-1629 годах. Согласно описи, на монастырских стенах было размещено одиннадцать пушек и двадцать пищалей. При случае монастырь мог постоять за себя. Но страдали окружающие земли - разорения монастырских вотчин подрывали основы иноческого хозяйства.

Огромный урон хозяйственному положению белопесоцкого братства нанесла Смута начала XVII века. В писцовых книгах 1620, а также 1646 и 1647 годов показаны вотчины Белопесоцкого монастыря, некогда бывшие населенными, но ко времени описаний в подавляющем большинстве превратившиеся в пустоши.

Но река времени продолжала свое течение, все возвращалось на круги своя. Белопесоцкий монастырь, до 1681 года бывший самостоятельным, и от пожертвований людей, благоговейно чтивших память основателя обители преподобного Владимира или просто желавших заручиться молитвенной поддержкой иноков, которая всегда рассматривалась как особо сильная перед Богом, в лучшие времена имел значительные владения. В дополнение к 1500 душ крестьян и 4500 тысячам десятин земли монастырь располагал многочисленными огородами, рыбной ловлей, лесом.

С 1681 года обитель, лишившаяся самостоятельности по грамоте царя Феодора Алексеевича, была приписана к владениям Коломенского архиерейского дома. А в ноябре 1700 года на 60 с лишним лет отошла к Троице-Сергиеву монастырю.

Судьба приписных монастырей всегда складывалась непросто. Как правило, они рассматривались управляющими обителями исключительно в качестве хозяйственных единиц, главной задачей которых было материальное обеспечение нужд головного монастыря, а направление монахов в приписные монастыри часто носило характер наказания.

С тех пор, как обитель на Белых Песках отошла Троице, она стала управляться так называемыми строителями. Они назначались непосредственно из Лавры, и частая их перемена, конечно, не способствовала укреплению монастыря, как в его духовной жизни, так и в хозяйстве. До кучи, большинство ценностей было указами вытребовано в Коломенскую консисторию или отправлено в Лавру.

После секуляризации

Однако положение Белопесоцкого монастыря в первой половине просвещенного XVIII века можно сравнить с цветочками. Ягодки созрели после знаменитой секуляризационной реформы 1764 года, проведенной в жизнь государыней Екатериной Великой. В ходе секуляризации все обители Российской империи лишились своих земельных владений, были разделены на классы, в основной массе получив незначительное содержание, и, тоже в большинстве своем, оказались на пороге умирания. Белопесоцкий монастырь еле выживал. Он не был отнесен ни к одному из трех классов, стал, таким образом, заштатным, а поскольку теперь не принадлежал и Троице-Сергиевой Лавре, оказался вынужден самостоятельно сводить концы с концами.

К последнему десятилетию XVIII века монастырь пришел в совершенное запустение. Исправить состояние дел Белопесоцкой обители, как, кстати, и в большинстве других монастырей Московской епархии, решил на рубеже XVIII—XIX веков видный деятель Русской Церкви, знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин).

Благотворный почин митрополита Платона сделал свое дело, и монастырь - не чудо ли! - постепенно начал преображаться. Ко второй половине XIX века монашеское общежитие на Белых Песках было не узнать.

Следует добавить, что в XIX столетии в обители возобновилась традиция старчества: так, иеромонах Виссарион духовно окормлял Каширский Никитский женский монастырь. Существовала при монастыре и школа, в 1867 году было построено церковно-приходское училище.

Век XX начинался для монастыря весьма радужно. Но приход к власти большевиков и развернувшаяся религиозная борьба свели на нет все достижения Белопесоцкой обители как в деле духовного строительства, так и в административно-хозяйственной части. Уже в феврале 1918 года монастырь был упразднен, но еще пятнадцать лет литургия совершалась в его стенах - один из храмов действовал как приходской.

В годы Великой Отечественной войны, когда фашистские танковые корпуса рвались к Москве, в Белопесоцкой обители разместились части знаменитого кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова. Именно беловцам совместно с другими частями удержали Каширу, не дав гитлеровцам сомкнуть вокруг Москвы правую «клешню» охвата столицы, и перешли в контрнаступление.

После войны в монастыре разместилась автоколонна, построили гаражи, территорию забетонировали, с 1970 года здесь находились склады. Слово Божие не произносилось здесь до 1990-х...

Архитектурный ансамбль Белопесоцкого монастыря

Троицкий собор Белопесоцкого монастыря

Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения определяется точно - 1569 год. До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. После закрытия монастыря большевиками собор использовался как барак для заключенных. Чуть позднее он превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в соборе располагался и пионерский лагерь.

Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. После возобновления иноческой жизни Белопесоцкого монастыря в Троицком соборе начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный собор предстал во всем своем великолепии.

Интерьер Троицкого собора Белопесоцкого монастыря.

Согласно писцовым книгам, к XVII веку в Белопесоцком монастыре существовала теплая каменная Сергиевская церковь с трапезной. Историки предполагают, что она могла являться одним из древнейших храмов Руси, освященных в честь преподобного Сергия. Когда и кем именно она была возведена, неизвестно. К началу XIX века этот храм совершенно обветшал. В 1802 году, по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), старая церковь была разобрана, а на ее месте, с сохранением древних белокаменных подвалов, в 1804 году построена новая, о чем свидетельствует дошедший до наших дней мемориальный знак - каменная доска с выбитым памятным текстом. Новый храм, спроектированный в стиле классицизма, с купольной ротондой, так же как и старый, являлся теплым. В 1833 году к нему добавили два новых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь Святителя Николая.

Иоанновская церковь.В годы советской власти Сергиевский храм использовался для разных нужд, совсем не связанных с богослужебной практикой. 18 июля 1992 года, в престольный праздник - день обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, - в Сергиевском храме Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря состоялось первое богослужение. Тогда же была пожертвована первая икона - большой образ преподобного Сергия. В настоящее время церковь восстановлена.

Храм во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи с приделом на хорах в честь Обновления храма Воскресения Христова выстроен в годы управления обителью иеромонаха Афанасия (1824-1842) на средства дворян Михаила Ивановича и Ивана Ивановича Раевских. Впоследствии М. И. Раевский был погребен возле отстроенной им церкви.

Иоанновская церковь, как и другие здания Белопесоцкого монастыря, сильно пострадала в наводнение 1908 года. После окончательного закрытия монастыря в 1933 году в здании храма разместилась стекольная фабрика. Согласно решению 1989 года о преобразовании территории Белопесоцкой обители в историко-культурный центр, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи предназначался под концертный зал.

В настоящее время Иоанновская церковь восстановлена. В ней хранится чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница».

Сергиевская церковь.В наши дни восстановлены также монастырские стены и башни. Предположительно, строительство монастырской крепости началось еще при Владимире Белопесоцком, преподобном основателе обители. Уже XVI веком датируется возведение самой мощной части монастырских укреплений - восточной стены и надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней. В ней обнаружены фортификационные элементы: ниши для сбрасывания защитных решеток-герсов, бойницы подошвенного боя, единственный проезд, имеющий коленчатую форму.

Именно о Никольской церкви над проездными воротами Павел Алеппский, сопровождавший в середине XVII века патриарха Антиохийского Макария в его поездке по России и составивший заметки о путешествии, написал, что она напоминает башню «с высоким куполом и навесами вокруг».

Согласно описи обители 1627-1629 годов, в монастыре было пять башен с бойницами, каменная колокольня и стена, на которой стояло одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято И. И. и М. И. Раевскими в начале XIX века.

Время не пощадило и саму надвратную церковь, которая подверглась перестройке. Ныне существующий Никольский храм с колокольней над ним - памятник эпохи классицизма 1794 года, лишь основание относится к более раннему периоду. Во время переделки ворота под Никольской церковью были упразднены, постройка перестала быть проездной. Новые ворота, увенчанные фронтоном, возведены с правой стороны от Никольского храма, вплотную к нему. Наводнение 1931 года подмыло стены, и значительная их часть тогда же рухнула.

Сестринский корпус.

Помимо указанных, в Белопесоцком монастыре сохраняются и некоторые иные постройки. Особого внимания среди них заслуживают двухэтажный сестринский (прежний - братский) корпус, который примыкает вплотную к западной стороне Сергиевской церкви, бывший келейный корпус, расположенный у северо-западного угла монастырской стены, а также бывший каретный сарай, находящийся по соседству от келейного корпуса.

До середины XX века оставалась перед сестринским корпусом и каменная купольная сень над святым Сергиевым колодцем, сооруженная братьями Раевскими. Воду из него не использовали в бытовых или технических нуждах. В настоящее время сам колодец восстановлен, из него снова берут воду, сень же утрачена.


Саша Митрахович 07.08.2018 07:09
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча