Екатерининский собор Кингисепп

Содержание:
Собор Святой Великомученицы Екатерины - главный православный храм старинного города Кингисепп (бывший Ямбург). Екатерининский собор встречает каждого, въезжающего в Кингисепп по мосту через удивительно бурную и норовистую в этом краю реку Луга.
Величественный и великолепный - именно так можно смело охарактеризовать гордый пятиглавый собор Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе. Три яруса высокой колокольни, стены с колоннами и барельефами. высокие окна, парадные входы в нескольких порталах неизменно производят впечатление на любого человека, видящего этот храм впервые.
Строительство Екатерининского собора в Кингисеппе

Своим рождением Екатерининский собор в Кингисеппе обязан воле императрицы Екатерины II и ее указанию от 1762 года. Однако годом ранее ее венценосная предшественница Елизавета Петровна всего за несколько месяцев до смерти приказала выстроить в Ямбурге храм.
Местом для будущего храма была определена территория чуть западнее пепелища сгоревшей деревянной церкви Архангела Миханла, возведенной указом императора Петра Алексеевича в 1703 году, когда Ямбург наконец-то стал русским городом.
Императрица Елизавета на будущие расходы не поскупилась: храм должны были строить непременно из камня, а в зодчие якобы решено было пригласить самого Франческо Бартоломео Растрелли, что, впрочем, не подтверждается никакими историческими источниками. Но до кончины Елизаветы успели только подвести под будущий храм фундамент.
В 1764 году Екатерина II, совершая поездку по Эстляндии и Лифляндии, посетила Ямбург. Побывав в городе, новоиспеченная императрица прониклась сочувствием к бедственному положению прихожан-погорельцев и повелела стройку главного храма продолжить.
Проект собора был поручен известному в ту пору архитектору Антонио Ринальди, автору таких архитектурных шедевров, как Мраморный дворец в столице, роскошный Китайский дворец в Ломоносове и Большой дворец в Гатчине.
В 1766 году были торжественно заложены первые символические камни в основание будущего храма, и в далекой приграничной глубинке Российской империи приступили к постройке величественного, поистине «придворного» собора!
Строительство собора Святой Великомученицы Екатерины продолжалось до 1773 года. 7 июля Иван Елагин представил подробный отчет в Дворцовую канцелярию об окончании строительных работ, и тут случилось невероятное. Храм оказался... не таким, как надо!
Екатерина II пожелала видеть собор в Ямбурге пятиглавым и еще более представительным. Строительство продолжилось, и к 1780 году собор обрел привычный для нас облик, получил колокольню и стал пятиглавым.
Храм был выполнен из кирпича, лишь капители и базы потребовали более мягкого известняка. Он словно стремился ввысь: четыре купола по углам покоились на высоте 42 метров, а на центральный барабан пятого, главного из куполов, был установлен легкий и изящный светильник со шпилем. Еще выше - на 46 метров - вздымалась колокольня, богато декорированная, подлинное украшение собора.
6 апреля 1783 года новоиспеченный собор в Ямбурге был освящен во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской. Почти 20 лет строительства большого храма в Ямбурге завершились.
Отныне у верующих Ямбурга была своя гордость - собор Святой Великомученицы Екатерины. Очень скоро этот величественный храм стал центром духовной жизни города и округи, и многие исторические события не миновали его.
История Екатерининского собора Кингисеппа

20 мая 1813 года в Ямбург из Нарвы вступила печальная процессия: в ней находился ковчег с телом скончавшегося накануне великого Михаила Илларионовича Кутузова, горожане сами ввезли ковчег в город, к его главной православной святыне - Екатерининскому собору. В храме прошла божественная служба, отслужили панихиду, а вечером траурный поезд отправился дальше, в село Ополье. Ямбург же, как и все прочие города на пути следования тела знаменитого полководца, пребывал в печали и трауре.
Лихая година революционных перемен наложила немалый отпечаток на историю Ямбурга. В ведении Русской православной церкви собор Святой Екатерины оставался до лета 1932 года, и все это время здесь не прекращались богослужения. Затем здание конфисковали власти, в Екатерининском соборе разместились физкультурный зал и клуб 12-го пограничного Туркестанского полка НКВД.
Великая Отечественная война принесла Ямбургу и его главному собору немало разрушений, прежде всего от частых бомбежек города и последующих артиллерийских обстрелов. Некогда блестящий и роскошный собор отныне производил удручающее впечатление.

После войны над исторической достопримечательностью Ямбурга-Кингисеппа нависла смертельная опасность полного уничтожения. Тогда в защиту Екатерининского собора решительно выступили люди, понимавшие важность и безусловную ценность этого исторического объекта для города и всей России. Их возглавил местный краевед Дмитрий Иванович Смольский.
Лишь 25 марта 1960 года Екатерининский собор был признан памятником русской архитектуры и был взят под охрану государства. Это дало возможность приступить в 1965 году к реставрации былой гордости Кингисеппа.

Почти 15 лет (1965-1979) тянулась реставрация собора Святой Екатерины. Собор восстанавливали по подлинным чертежам самого Антонио Ринальди, чудом сохранившихся в архивах.
3 октября 1979 года собор открыл свои двери, но не как православный храм, а как музей, здание передали местному краеведческому музею под историческую экспозицию «Старый Ямбург».
Только 1 июня 1990 года Екатерининский собор передали городской православной общине. А 13 сентября того же года в храме торжественно прошел благодарственный молебен в честь долгожданного возвращения храма верующим.
На Святую Троицу, 3 июня 2000 года в соборе состоялось первое после восстановления богослужение. Зимой 2008 года был закончен очередной цикл масштабных реставрационных мероприятий. Екатерининский собор вновь был освящен. Новая жизнь старого собора продолжается.
Собор Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе архитектура

Архитектура собора Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе.
Три яруса высокой колокольни, стены с колоннами и барельефами, высокие окна, парадные входы в нескольких порталах неизменно производят впечатление на любого человека, видящего этот храм впервые.
Всего же в соборной колокольне оборудованы целых три портала, каждый со своим особым декором. Их проемы представляют собой красочные арки с двойными наличниками.
Карниз всего храмового здания заметно вынесен вперед, и над ним весь периметр собора ограждает прочный кирпичный парапет. Кроме того, все стены собора обнесены цоколем почти метровой высоты, сформированным из шести плит, вытесанных из известняка.
Изначально при строительстве Екатерининского собора одним из определяющих факторов было избрано изящество форм и линий. Поэтому стены фасадов жемчужно-серого цвета, а пилястры, вазы и прочие элементы скульптурного декора оставили белыми. Кроме того, подобное сочетание визуально придало собору ощущения дополнительного воздуха и объема.
Чтобы оттенить обилие светлого на фасадах, кровлю и карнизы окон художники-оформители окрасили красно-кирпичной краской «черлень»; для шпиля же и ряда других элементов колокольни применялась краска с совсем уж экзотическим названием - «ярь венецианская». Несмотря на столь эмоциональное звучание, это всего лишь сине-зеленая масляная краска, придающая покрытым ею поверхностям оригинальный оттенок благородной патины.
С годами стены собора претерпели целый ряд изменений, от губительного воздействия погоды до прямого разрушения в пору Великой Отечественной войны. И лишь летом 2004 года после реставрационных работ фасад главного храма Кингисеппа вновь обрел свой первозданный цветовой облик.
Утрата не только исходной расцветки стен, но и немалого количества элементов декора, тех же трех десятков алебастровых ваз, еще в течение XIX века, не была восполнена в ходе реставрации, начавшейся в 1965 году. Это привело к серьезным разночтениям в определении стилистики, в которой был спроектирован и построен храм архитектором Антонио Ринальди. Ведь собор лишился, прежде всего, элементов, относящихся к стилю барокко, и потому почти безоговорочно был отнесен специалистами к раннему классицизму, на фоне которого признаки барокко выглядели как редкие исключения и вольности стиля великого итальянца.
Ныне преобладает точка зрения, что собор Святой Екатерины был задуман и создан именно на стыке барокко и классицизма, как пример некоего переходного периода между ними. Что, безусловно, делает гордость православного Кингисеппа только еще более интересной, важной и привлекательной.
Внутри Екатерининского собора Кингисеппа

Внутри Екатерининского собора Кингисеппа великолепно выдержано единство формы и содержания: представительный и величественный снаружи, он роскошен и внутри. Причиной тому не в последнюю очередь стало заложенное еще в проекты Антонио Ринальди органичное смешение стилистик барокко и классицизма.
Внутренний интерьер храма, строительство которого санкционировала Екатерина II, наверное, под стать роскошной обстановке дворца самой императрицы. Изящная лепнина и теплые краски стен, резные колонны внутри храма, его высокие потолки, прихотливо расписанные иконописью,оригинальные авторские фрески и великолепие царских врат - все это ошеломляет и приводит в состояние благоговения.
Вертикальность всей композиции здания собора раскрывается с помощью колонн и больших арочных перекрытий. Полы в храме выложены паркетом из сосны; в притворе он плитный.
Среди внутреннего убранства на фоне царских врат и разнообразной иконописи особой красотой и благолепием выделяется маленький, но весьма нарядный золоченый иконостас с изображениями трех известных великомучениц России, в центре -святая Екатерина.
Цветовая палитра внутреннего интерьера Екатерининского собора на первый взгляд довольно лаконична - всего два цвета. На побеленных стенах итальянский архитектор разместил различные элементы декора из оригинального серо-розового искусственного мрамора. Ринальди вообще тяготел в своих работах к мрамору или другому камню - как естественному, так и искусственному, и старался максимально использовать их цвета и особенности структуры.
Лепнины в интерьерах собора немного, поскольку она уже не увязывалась с тогдашним увлечением Ринальди классицизмом. В целом же интерьеры вполне органичны с фасадами собора и не создают нежелательных контрастов в восприятии облика храма в целом.
Безусловно, внутреннее убранство Екатерининского собора не раз менялось, реставрировалось, часть элементов декора была утрачена. Вместе с тем к началу XX века был живописно оформлен притвор, а внутри главного купола и на стенах были добавлены 19 выразительных живописных фресок в стиле гениального иллюстратора Библии Гюстава Доре.
Деревянный трехъярусный иконостас собора с колоннами и золоченой резьбой, некогда придававший обстановке храма ощущение пышности и достатка, в ходе последующих реставраций интерьеров был изготовлен заново.
Единство формы и содержания - основа той атмосферы красоты, уюта и гармонии, которое испытываешь находясь в Екатерининском соборе. Сюда постоянно хочется возвращаться вновь и вновь.
Екатерининский собор Кингисепп богослужения контакты как добраться расположение на карте

Собор Святой Екатерины Кингисепп богослужения
Богослужения в соборе Святой Великомученицы Екатерины совершаются ежедневно. Начало утренней службы в 8:30, начало вечерней службы в 17:00. Исповедь: за час до службы и во время Всенощного бдения. Литургия начинается в 9:00. Вечерние богослужения - в 16.00. Акафисты - по особому расписанию.
Контакты
- Адрес: 188450. Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Николаева, д. 6.
- Телефон: +7 (813-75) 289-13
- Сайт: http://екатерининский-собор.рф
Как добраться самостоятельно к храму
Екатерининский собор находится при выезде из Кингисеппа в сторону Ивангорода, с левой стороны от дороги. Ближайшая остановка «Площадь Николаева», через которую проходят автобусы №N? 3. 3Б. 5. 6. 737. 77С. 79/77. 84. 841.
Добраться до города из Санкт-Петербурга можно на автобусе № 841 или маршрутах, следующих в направлении Гдова, Сланца, Пскова, Ивангорода. Через одноименную ж/д станцию курсируют поезда Санкт-Петербург (Балтийский вокзал) - Ивангород - Таллин, Санкт-Петербург - Таллин. В город ведет трасса А180 «Нарва». Расстояние от Санкт-Петербурга составляет 130 км.