История города Углич и Угличского кремля

История города Углич и Угличского кремля

История города Углича начинается в 937 году, когда было основано поселение на месте, где сейчас стоит современный город Углич. Оно располагалось на высоком правом берегу Волги, у ее излучины, между устьем Шелковки и Каменным ручьем, в окружении сосновых лесов. Эта излучина, где река как бы делает угол, предположительно, и дала название поселению.

 Герб уездного города Углича был Высочайше утвержден императрицей Екатериной II 20 июня 1778 г. вместе с другими гербами Ярославского наместничества. Он представляет собой геральдический щит французской формы красного цвета. В центральной части щита изображен образ «убиенного царевича Дмитрия Иоанновича». При составлении герба был использован имеющийся к тому времени прототип, содержащийся в Знаменном гербовнике 1729 г. как знак для Угличских полков. В описании был указан вид герба: «Царевич князь Дмитрий в одеянии царском, шапка княжеская с крестом, в правой руке нож, под пазухой левой руки ягненок, поле красное, одеяние и шапка золотые».

Как город Углич впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1148 г. В 1218 г. он стал резиденцией самостоятельного удельного княжества, а в 1238 г., как и многие русские города, был разграблен и сожжен татаро-монгольскими ордами. Впоследствии город был отстроен, и уже ко второй половине XIII в. Угличское княжество значительно разрослось. Несмотря на это, угличские князья не смогли отстоять свою независимость и вошли в подчинение сначала ростовского, а с 1329 г. московского князя Ивана Калиты.

В 1375 году Дмитрий Иванович Донской значительно укрепил город, московский князь заново выстраивал городскую крепость. Монастыри в те годы играли роль укрепленных форпостов. В Угличе Алексеевская обитель, возведенная благодаря князю, со всех сторон окруженная деревянными стенами, защищала подступы к городу со стороны Ярославской дороги. А пять лет спустя угличская дружина уже храбро сражалась под началом своего князя с армией хана Мамая в битве на Куликовом поле.

В составе Московского государства Углич настолько окреп экономически, что даже чеканил свою монету. В годы правления князя Андрея Большого (1462—1491) в городе началось строительство Угличского кремля, которое во многом определило планировку города. Современный вид кремля сильно отличается от первоначального. С трех сторон его защищал земляной вал, а со стороны Волги — крутой берег. В плане кремль имел форму неправильного квадрата.

По его границам шли деревянные стены с 11 башнями, из ворот которых были переброшены подъемные мосты, ведущие к дорогам на Москву, Ростов, Ярославль, Калязин и Тверь. В кремле находился княжеский дворец, храмы, дома знати. За его пределами жил посадский люд, ремесленники и торговцы, за посадом размещались слободы кузнецов, ткачей, гончаров, медников, оружейников. Посад также был защищен 5-километровым земляным валом, на гребне которого поставили тын. Кроме того, подступы к городу прикрывали укрепленные монастыри.

 Дмитрий Иванович (1582 — 1591) — царевич, князь Угличский, младший сын Ивана Грозного от Марии Федоровны Нагой. Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум двадцать два года после его смерти.

15 мая 1591 г. в Угличском кремле при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск династии Рюриковичей, сын седьмой жены Ивана IV Грозного Марии — царевич Дмитрий. На месте гибели была возведена церковь Царевича Димитрия «на крови». Это событие имело роковое и трагическое значение для России. Последовавший за этим бунт и расправа московского правительства послужили началом тяжелого Смутного времени — кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны.

Одной из самых драматических страниц в истории Углича и его Алексеевского монастыря стал период Смутного времени, после которого в обители и появился храм Успения Божией Матери. Во время польско-литовской интервенции, весной 1611 г., жители Углича оказывали упорное сопротивление отрядам польского гетмана Я. Сапеги. Около 500 горожан, укрывавшихся за стенами Алексеевского монастыря, подверглись жесточайшей осаде.

Их сопротивление было долгим и упорным, однако в итоге захватчики одержали верх и ворвались в святую обитель. Расправа была жестокой: перебили всех иноков и остальных защитников обители из числа угличан. По сведениям некоторых летописцев, оставшихся в живых пленных поляки, разъяренные их долгим сопротивлением, заживо замуровали в подвале.

В эти дни в Угличе царили смерть и страшное разорение, город горел, подожженный интервентами, а разгромленный Алексеевский монастырь лежал в руинах. Неприятель разрушил городской собор, княжеский дворец, и лишь одна из каменных дворцовых палат удельных князей каким-то чудом уцелела.

Когда же враги ворвались в крепость, они не нашли ни одного живого человека. По свидетельству летописца, здесь погибло столько людей, что погреба наполнились кровью.

Возрождение города началось на рубеже XVII—XVIII вв. В 1777 г. Углич стал центром уезда. В ходе благоустройства площадей и улиц деревянные укрепления и пришедшие в полную ветхость постройки старого кремля были уничтожены.

Подлинным расцветом города, стал век девятнадцатый, который в Угличе можно смело назвать эпохой просвещенного купечества. Именно представители этого сословия привносили социальное благоденствие и технический прогресс, возводили и обустраивали храмы, ставшие настоящей визитной карточкой старинного городка.

Еще в 1858 году, во время путешествия пароходом до Астрахани, знаменитый французский романист Александр Дюма-отец отмечал в своих записках: «Проплывая по одной из излучин Волги, мы услышали возгласы наших спутников: “Углич! Углич!” Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес колоколен». Купола и кресты здесь были всегда привычны, и Божии храмы вырастали в Угличе как грибы после дождя, один за другим.

За 40 лет, начиная с 1814 года, в городе были построены такие знаменательные и представительные православные храмы: Царевича Дмитрия «на поле», Феодоровской Иконы Божией Матери в Богоявленской женской обители, Богоявленские - зимний собор в городском Кремле и собор в одноименном монастыре, крупнейшем в Угличе.

Уже к середине столетия в городе насчитывалось три монастыря и 27 храмов. При этом здесь активно строились школы и училища, и в скором времени Углич по уровню грамотности занял лидирующее положение во всей Ярославской губернии. Немалый вклад в этом церковно-приходских школ, одна за другой открывавшихся при городских храмах. На общественные нужды ежегодно поступали немалые суммы, и это тоже отличительная черта угличан, охотно поддерживавших всякого рода попечительства и богоугодные заведения.

За восемь лет до завершения XIX века в городе произошли еще два знаменательных события. В бывшей тронной Палате Угличского кремля при большом стечении горожан был открыт Музей отечественных древностей. Одним из его первых экспонатов стал возвращенный из Тобольска по инициативе Федора Кисселя и городских мещан Серебренниковых знаменитый ссыльный колокол - неодушевленный фигурант дела о гибели царевича Димитрия, ставшей одной из причин начала Смутного времени.

Так продолжалось вплоть до окончания XIX столетия. К тому времени многие производства и народные промыслы стали постепенно перебираться поближе к транспортным узлам, поскольку железную дорогу до самого Углича так и не дотянули, а волжское пароходство в этих краях не было достаточно рентабельным.

Из крупных градообразующих предприятий в Угличе имелась разве что писчебумажная фабрика, предоставлявшая от силы полтысячи рабочих мест. Над городом нависла реальная опасность превратиться в столь же реальный «медвежий угол», каких хватало даже на хлебосольных волжских берегах.

Тем не менее общественная жизнь в Угличе не замирала стараниями таких подвижников, как преподаватель местного уездного училища Федор Киссель. Именно он пробудил интерес к родному городу и его округе в масштабах всей России, издав в 1844 году обстоятельный ученый труд «История города Углича».

Советская власть в Угличе была установлена 12 декабря 1917-го.

Жизнь в городе не замирала, как ему прочили еще до революции. В 1926 году были выявлены целебные свойства местной минеральной воды. Десять лет спустя началось строительство Угличской ГЭС, водохранилище которой, к сожалению, поглотило Покровский монастырь.

В 1937 году Углич соединился с Калягиным железной дорогой. В послевоенные годы в городе развернулось часовое производство. Времена менялись, а с ним и старинный Углич.


Саша Митрахович 13.12.2016 16:18
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча