История Покровского монастыря в Хотьково

В течение почти полутора столетий после смерти Кирилла и Марии в жизненном укладе Покровского монастыря ничего не менялось. Первые достоверные и документально подтвержденные сведения о святой обители появляются в начале XVI века. Так, 11 марта 1506 года великий князь Московский Василий III дает Покровскому монастырю так называемую жалованную грамоту (ругу) о постановке обители на ежегодное продовольственное обеспечение. В тот год здесь проживало всего 17 монахов и монахинь. Грамота от великого князя означала повышение статуса монастыря.
После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда еще Ивана IV. Тогда же передали Покровский монастырь под управление Троице-Сергиевой лавре. Покровская хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России.
По прошествии еще трех десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, теплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое ее разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной.

В годы Великой Смуты монахи Троице-Сергиева монастыря 16 месяцев держали осаду польских войск. Вместе с ними за стенами обители укрылись и насельницы Покровского монастыря. Окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц.
В 1644 году стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Также он оплатил и роспись храма. После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у ее основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии. Однако внешне он ничем не отличался от обычной шатровой сельской приходской церкви. Ничего от этой постройки до наших дней не сохранилось, разве что гробница преподобных Кирилла и Марии в юго-западном углу храма.
После 1764 года в Покровском монастыре развернулось интенсивное строительство: по всему периметру возвели монументальную кирпичную ограду, высота которой составила три с половиной метра. Вместо деревянной Никольской церкви построили каменный храм, завершилось строительство северных ворот, над которыми позже, в 1791 году, возвели надвратную церковь, освященную в честь Рождества Иоанна Предтечи.

На исходе XVIII столетия число насельниц монастыря возросло до 300. Было начато строительство нового Покровского собора. Работы начались в 1811 году с разбора старого храма. От него остались лишь крепкие места во внутренних стенах, которые были использованы при строительстве.
Из-за наполеоновского нашествия работы приостановились, но уже в 1813 году строительство возобновилось. Спустя четыре года после начала строительства храм был закончен. 9 июля 1816 года его освятили. Известно имя архитектора - Иван Трофимович Таманский, ученик знаменитого Матвея Казакова.
Собор сегодня - второе старейшее сооружение монастыря после Святых ворот, он считается главным украшением обители.
Нельзя не упомянуть и имени игумении Евпраксии, возглавлявшей монастырь 39 лет, начиная с 1809 года, и сделавшей для его благоустройства чрезвычайно много. При ней земельные владения обители увеличились более чем на 170 гектаров. На реке Воре появилась мельница, был разбит фруктовый сад на берегу Пажи, имелся большой скотный двор. В монастыре в то время жило 400 насельниц.
Покровский монастырь расцвет, упадок и возрождение

Покровский Хотьков монастырь разделил с Россией ее судьбу - благополучие конца XIX - начала XX века сменилось после октября 1917 года разрухой и разорением. А после перестройки 1990-х начался новый этап в истории - возрождение храмов и страны.
В 1722 году в Хотьково побывал Петр I. Он распорядился доставить в Хотьково из Голландии женщин-мастериц, владеющих искусством изготовления чрезвычайно тонкого полотна. Монахини с удовольствием переняли новое ремесло. Насельницы научились украшать тонкую ткань кружевной вышивкой, а также золотым и шелковым шитьем. Из-под искусных рук сестер выходили удивительные храмовые украшения и облачения для церковных иерархов. Рукоделие превратилось в одно из основных занятий монахинь и приносило неплохой доход.
К концу XIX столетия облик монастыря серьезно изменился, сначала на территории монастыря были построены несколько корпусов, включая просфорный, а вместо убогих деревянных келий, разбросанных по всей территории обители, выросло несколько больших каменных корпусов общежитий.
Сохранилась смета постройки нового Никольского собора. Согласно ей, на стены каменщики израсходовали два миллиона красных кирпичей, три тысячи блоков, выточенных из белого камня, добытого у села Мячково, и еще семь тысяч мешков цемента. Стоимость всех работ, включая стройматериалы, достигла 130 200 рублей. Часть этой суммы было пожертвовано прихожанами.
А вскоре Латков представил проект грандиозного храма вместо старой Никольской церкви. Старое здание, ставшее тесным для прихожан, полностью разобрали, и вместо него из красного кирпича сложили величественный храм, видный из любой точки Хотькова.
Несмотря на огромный объем работ, построили его быстро - всего за пять лет. Торжества освящения храма растянулись на два дня. В 1911 году храм расписали иконописцы из артели Сафоновых. Своим великолепием он превзошел все ожидания - грандиозное здание византийского стиля.
Октябрьская революция

В 1921 году выходит приказ о закрытии Покровского монастыря и конфискации имущества. Монахинь изгоняют, а в освободившихся помещениях размещается колония для беспризорников и некая артель «кустарных изделий». Служба в храмах продолжалась до лета 1928 года, когда храмы закрыли, и обитель окончательно прекратила свое существование.
Архитектурный комплекс монастыря без пригляда быстро пришел в упадок. Все самое ценное вывозилось. Например, плиты из белого итальянского мрамора, украшавшие иконостасы Никольского храма, а также из цветного мрамора, которыми были обложены колонны, пошли на отделку станции метро «Комсомольская» в Москве.
Лишь в 1989 году православной общине стали постепенно возвращать некогда отобранное. Первым возобновил службы Покровский собор, а в 1990 году обители возвратили Никольский собор.
10 июня 1992 года РПЦ принимает решение восстановить в старинной обители монашескую жизнь. Монастырю присваивается статус ставропигиального, то есть, находящегося в подчинении непосредственно Патриарха всея Руси.