Покровский монастырь Хотьково

Содержание:
Монашеская жизнь в Покровском Хотьковом монастыре возобновилась 1 августа 1992 года. Обитель вновь стала одним из центров религиозно-нравственного воспитания, христианского просвещения и благотворительности северо-востока Подмосковья.
Главная святыня Покровского монастыря в Хотьково - мощи преподобных чудотворцев Кирилла и Марии, погребенных здесь почти 700 лет назад, является примером многовекового почитания людей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.
Покровский монастырь в Хотьково на заре своего рождения связан с именами родителей Сергия Радонежского, что придает ему особое значение. Преподобные Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, приняли постриг в Покровском монастыре незадолго до своей смерти в 1337 году.
Покровский Хотьков монастырь основание обители

Покровский Хотьков монастырь предположительно был основан в 1308 году. Изначально проживали тут не только мужчины, но и женщины, а руководил монастырем некий священник Покровской церкви.
Ранее бытовала версия, что основателем Покровского монастыря является боярин Кирилл, отец преподобного Сергия Радонежского, который спасаясь от монгольского нашествия перебрался из Ростова в Радонеж со своей семьей. Однако исследование опровергают эту версию. Вместе с тем Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском монастыре незадолго до смерти в 1337 году.
Во времена Кирилла и Марии Покровская церковь монастыря представляла собой очень небольшое деревянное строение, а южнее, на склоне Хотькова мыса устраивали свои кельи тамошние насельники.
В те времена Покровский монастырь относился к разряду так называемых мирских, то есть создан был для приюта престарелых семейных пар и одиноких стариков, инвалидов и увечных, нищих и беспомощных крестьян.
История Покровского монастыря в Хотьково

В течение почти полутора столетий после смерти Кирилла и Марии в жизненном укладе Покровского монастыря ничего не менялось. Первые достоверные и документально подтвержденные сведения о святой обители появляются в начале XVI века. Так, 11 марта 1506 года великий князь Московский Василий III дает Покровскому монастырю так называемую жалованную грамоту (ругу) о постановке обители на ежегодное продовольственное обеспечение. В тот год здесь проживало всего 17 монахов и монахинь. Грамота от великого князя означала повышение статуса монастыря.
После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя - малолетнего тогда еще Ивана IV. Тогда же передали Покровский монастырь под управление Троице-Сергиевой лавре. Покровская хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России.
По прошествии еще трех десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй - Никольской, теплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое ее разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной.

В годы Великой Смуты монахи Троице-Сергиева монастыря 16 месяцев держали осаду польских войск. Вместе с ними за стенами обители укрылись и насельницы Покровского монастыря. Окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц.
В 1644 году стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Также он оплатил и роспись храма. После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у ее основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии. Однако внешне он ничем не отличался от обычной шатровой сельской приходской церкви. Ничего от этой постройки до наших дней не сохранилось, разве что гробница преподобных Кирилла и Марии в юго-западном углу храма.
После 1764 года в Покровском монастыре развернулось интенсивное строительство: по всему периметру возвели монументальную кирпичную ограду, высота которой составила три с половиной метра. Вместо деревянной Никольской церкви построили каменный храм, завершилось строительство северных ворот, над которыми позже, в 1791 году, возвели надвратную церковь, освященную в честь Рождества Иоанна Предтечи.

На исходе XVIII столетия число насельниц монастыря возросло до 300. Было начато строительство нового Покровского собора. Работы начались в 1811 году с разбора старого храма. От него остались лишь крепкие места во внутренних стенах, которые были использованы при строительстве.
Из-за наполеоновского нашествия работы приостановились, но уже в 1813 году строительство возобновилось. Спустя четыре года после начала строительства храм был закончен. 9 июля 1816 года его освятили. Известно имя архитектора - Иван Трофимович Таманский, ученик знаменитого Матвея Казакова.
Собор сегодня - второе старейшее сооружение монастыря после Святых ворот, он считается главным украшением обители.
Нельзя не упомянуть и имени игумении Евпраксии, возглавлявшей монастырь 39 лет, начиная с 1809 года, и сделавшей для его благоустройства чрезвычайно много. При ней земельные владения обители увеличились более чем на 170 гектаров. На реке Воре появилась мельница, был разбит фруктовый сад на берегу Пажи, имелся большой скотный двор. В монастыре в то время жило 400 насельниц.
Покровский монастырь расцвет, упадок и возрождение

Покровский Хотьков монастырь разделил с Россией ее судьбу - благополучие конца XIX - начала XX века сменилось после октября 1917 года разрухой и разорением. А после перестройки 1990-х начался новый этап в истории - возрождение храмов и страны.
В 1722 году в Хотьково побывал Петр I. Он распорядился доставить в Хотьково из Голландии женщин-мастериц, владеющих искусством изготовления чрезвычайно тонкого полотна. Монахини с удовольствием переняли новое ремесло. Насельницы научились украшать тонкую ткань кружевной вышивкой, а также золотым и шелковым шитьем. Из-под искусных рук сестер выходили удивительные храмовые украшения и облачения для церковных иерархов. Рукоделие превратилось в одно из основных занятий монахинь и приносило неплохой доход.
К концу XIX столетия облик монастыря серьезно изменился, сначала на территории монастыря были построены несколько корпусов, включая просфорный, а вместо убогих деревянных келий, разбросанных по всей территории обители, выросло несколько больших каменных корпусов общежитий.
Сохранилась смета постройки нового Никольского собора. Согласно ей, на стены каменщики израсходовали два миллиона красных кирпичей, три тысячи блоков, выточенных из белого камня, добытого у села Мячково, и еще семь тысяч мешков цемента. Стоимость всех работ, включая стройматериалы, достигла 130 200 рублей. Часть этой суммы было пожертвовано прихожанами.
А вскоре Латков представил проект грандиозного храма вместо старой Никольской церкви. Старое здание, ставшее тесным для прихожан, полностью разобрали, и вместо него из красного кирпича сложили величественный храм, видный из любой точки Хотькова.
Несмотря на огромный объем работ, построили его быстро - всего за пять лет. Торжества освящения храма растянулись на два дня. В 1911 году храм расписали иконописцы из артели Сафоновых. Своим великолепием он превзошел все ожидания - грандиозное здание византийского стиля.
Октябрьская революция

В 1921 году выходит приказ о закрытии Покровского монастыря и конфискации имущества. Монахинь изгоняют, а в освободившихся помещениях размещается колония для беспризорников и некая артель «кустарных изделий». Служба в храмах продолжалась до лета 1928 года, когда храмы закрыли, и обитель окончательно прекратила свое существование.
Архитектурный комплекс монастыря без пригляда быстро пришел в упадок. Все самое ценное вывозилось. Например, плиты из белого итальянского мрамора, украшавшие иконостасы Никольского храма, а также из цветного мрамора, которыми были обложены колонны, пошли на отделку станции метро «Комсомольская» в Москве.
Лишь в 1989 году православной общине стали постепенно возвращать некогда отобранное. Первым возобновил службы Покровский собор, а в 1990 году обители возвратили Никольский собор.
10 июня 1992 года РПЦ принимает решение восстановить в старинной обители монашескую жизнь. Монастырю присваивается статус ставропигиального, то есть, находящегося в подчинении непосредственно Патриарха всея Руси.
Мощи Кирилла и Марии в Покровском монастыре Хотькова

Некогда скромная обитель на Хотьковском мысу получила широкую известность в XV веке. Люди стали вспоминать, что у стен Покровской церкви обрели упокоение преподобные Кирилл и Мария - родители великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского. И до сих пор мощи хотьковских чудотворцев считаются особо почитаемой святыней монастыря.
К раке с мощами Кирилла и Марии в Покровском соборе ежедневно прикладывается много паломников, некоторые специально приезжают издалека. Но чудотворная сила небесных покровителей монастыря преподобных Кирилла и Марии проявлялась на протяжении всей его истории.
В чем же секрет этой силы? Считается, что семейный уклад древней Руси очень сближал мирскую жизнь с монашеской. Недаром и праведную супружескую жизнь, и иночество во всех писаниях называли не иначе, как подвигом.
Монастырь в Хотьково стал последним приютом супругов Кирилла и Марии. По преданию, после смерти родителей, их сын Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, неотлучно провел в обители за поминальными молитвами 40 дней и лишь после этого отправился искать уединенное место для своего иноческого подвига.
Другое предание относится к 1770 году, когда Россию накрыла эпидемия холеры и стала буквально выкашивать сельское и городское население. В этот год монахини хотьковской обители обратились к Богородице и к своим небесным покровителям - преподобным Кириллу и Марии с молитвой. Болезнь отступила.
Все повторилось во время следующей эпидемии в 1848 году. Все лето и часть осени в обители на молебны собирался народ из всех соседних поселений. Богослужения всегда заканчивались панихидой по родителям Сергия Радонежского. И вновь эпидемия отступила.
Монастырская летопись сохранила для нас свидетельства и третьего избавления обители от холеры - в 1871 году.
Были и другие чудеса. Так, хотьковский протоиерей Алексий Лебедев оставил записи об исцелении в 1868 году девушки из Симбирской губернии Татьяны Ивановой, которая занедужила тяжелым ревматизмом после падения зимой в реку. До своего исцеления она пролежала в постели без движения более 12 лет. И подобных историй не счесть.
Икона Сергиева рода
Над ракой с мощами преподобных Кирилла и Марии помещена икона Сергиева рода, воплощающая идею Небесного покровительства России, а также напоминающая о крепких устоях христианской семьи. На иконе мы можем лицезреть гробницу благоверной четы, рядом с которой предстоят преподобный Сергий со своим старшим братом и сподвижником преподобным Стефаном и его женой Анной. Рядом изображен младший брат Сергия Петр с супругой Екатериной, а также внук преподобных - святитель Феодор, архиепископ Ростовский, мощи которого ныне находятся в Успенском соборе Ростовского кремля.
Покровский Хотьков монастырь график работы контакты как добраться расположение на карте
График работы Покровского монастыря в Хотьково
Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Расписание служб необходимо уточнять на сайте монастыря.
Для иногородних посетителей имеется возможность размещения в Доме паломника при монастыре.
Контакты
- Адрес: 141370, Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково, улица Кооперативная, владение 2.
- Телефоны: 8 (496) 543-000-5 (храм, заказ экскурсий), 8 (496) 543-05-18 (канцелярия).
- Сайт: http://khotkovmonastery.ru
Как добраться самостоятельно в монастырь
Как проехать в Покровский Хотьков монастырь из Москвы
Электропоездом: с Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут.
Автотранспортом: с Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад).