Павловск достопримечательности

Содержание:
Одними из красивейших достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга по праву считаются знаменитые Павловский дворец и пейзажный парк в городе Павловск. С ними неразрывно связана история города, отпечаток которой несут на себе все памятные места, его оригинальные архитектурные и скульптурные объекты.
Павловский дворей Павловск

С первых дней строительством Павловского дворца (1782) руководил архитектор шотландского происхождения Чарльз Камерон (1745/46-1812), в полной мере раскрывший свой талант в России. Это был зодчий с мировым именем, художник и знаток искусств, любимец императрицы Екатерины II и большой поклонник классицизма.
Поначалу Камерону явно сопутствовала удача: уже осенью первого года работ был построен главный корпус Павловского дворца с боковыми галереями. Однако у зодчего постоянно возникали разногласия с цесаревичем Павлом Петровичем, желавшим, чтобы его резиденция как будущего императора была гораздо больше, нежели строившийся дворец. После коронации в 1796 году новоиспеченный самодержец вновь потребовал кардинально увеличить объемы своих чертогов.
Уступая монаршей воле, дворец существенно переделали и расширили, надстроив служебные корпуса с галереями и добавив два флигеля; однако этим занимался уже не Камерон, а его ближайший помощник, итальянский зодчий Винченцо Бренна. Он был учеником знаменитого Джакомо Кваренги, члена Мальтийского ордена, великим магистром которого являлся Павел I.
Кваренги создал часть интерьеров Павловского дворца, завершенных к 1787 году; немало их погибло при пожаре 10 января 1803 года, обстоятельства которого до конца выяснить не удалось. Восстанавливал утраченное архитектор Андрей Воронихин, а к 1824 году другой зодчий, Карл Росси, построил Библиотечный корпус.

Настоящим миром иллюзий стала Галерея итальянского зодчего и декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1807). «Глубина» этого великолепного архитектурно-фрескового ансамбля казалась столь естественной, что птицы и собаки безуспешно пытались попасть внутрь, ломая крылья и разбивая носы!
Дворец был украшен скульптурами, подъезды его флигелей охраняли задумчивые каменные львы, а в 1872 году в самом центре Парадного плаца установили памятник императору Павлу I. Он скопирован с другого, ранее установленного (1851) перед Большим Гатчинским дворцом, работы известного российского скульптора Ивана Петровича Витали. Статуя в Павловске была изготовлена методом гальванопластики и сохраняет большое портретное сходство оригинала с Павлом I.

Павловский дворец в советское время
После революции дворец стал музеем. В его судьбе участвовали нарком просвещения А. В. Луначарский и искусствовед А. А. Половцев, последний до октябрьского переворота проводил инвентаризацию всех дворцовых художественных коллекций для великого князя императорской крови Иоанна Константиновича (1886-1918), унаследовавшего от отца Павловск. Хранителем дворца был зодчий В. Н. Талепоровский, благодаря которому удалось сохранить многие достопримечательности всего дворцово-паркового ансамбля.
В годы Великой Отечественной войны Павловск оккупировали немецкие войска. Дворец выгорел от пожара при их отступлении и был местами разрушен, а парк, где захватчики разбили кладбище, лишился огромного количества деревьев. Согласно сухим цифрам статистики, за 1941-1944 годы из 22 133 музейных экспонатов Павловского дворца было утрачено 8715 экземпляров.

По счастью, еще в самом начале войны большую часть достояния Павловского дворца-музея удалось эвакуировать, и прежде всего усилиями его директора Анны Ивановны Зеленовой. Самоотверженная молодая женщина сразу после освобождения Павловска в 1944 году, наперекор решению государственной комиссии, принялась за консервацию уцелевшего музейного декора и реставрацию здания по собственной научной методике.
Именно вслед за Павловском в стране приступили к послевоенному восстановлению других дворцов в пригородной зоне города на Неве, основываясь на приобретенном здесь опыте. Он стал основой дальнейшего становления ленинградской школы реставрации на базе созданных в Павловске первых специализированных в этой области мастерских.
После разминирования и уборки территории к окончанию войны парк открыли для посетителей. Полностью же реставрационные работы здесь закончились в 1978 году.
Вилла «Миранда»

Этот оригинальный особняк в стиле модерн неизменно привлекает к себе внимание прохожих и туристов в городе. Башня на крыше, изысканная лепнина фасада, выступающие остекленные эркеры - все это элементы конструкции дачи Ильи Борисовича Штейна, известной с 20-х годов XX века как вилла под романтическим названием «Миранда». Ее двухэтажное каменное здание было построено предположительно в 1908 году архитектором Александром Васильевичем Кенелем (1868-1918) для купца 2-й гильдии В. И. Костинского, а спустя 8 лет продано инженеру и предпринимателю, главе товарищества «И. Штейн и К».
После революций 1917 года здание, обнесенное стальной оградой на каменном цоколе, использовали по-разному; муссировалась даже идея к 1922 году организовать в его богатых и изысканных интерьерах ночное казино и пригласить туда петь самого Леонида Утесова. По окончании Великой Отечественной войны здесь устроили почту с традиционным соседством телеграфа.
Вокруг виллы раскинулся парк «Липовая роща», а неподалеку находится Купальный пруд. Местные жители прозвали его «Керосинкой» из-за соседства в послевоенные годы керосиновой лавки и складов ГСМ на берегу.
С 2011 года в «Миранде» работает детский развивающий центр, основанный семьей дирижера Максима Дмитриевича Шостаковича, сына знаменитого русского композитора, пианиста и педагога.
Павловский вокзал

На фото: Знаменитый Музыкальный вокзал Павловска.
Чтобы построить в городе железнодорожный вокзал для приема составов из Санкт-Петербурга, пришлось прокладывать рельсы в обход обширного Павловского парка (1904). Здание вокзала, известного прежде как Музыкальный, было разрушено в годы войны. Новый был построен в 50-е годы XX века по проекту архитектора А. И. Левинсона. При этом нынешний вокзал, несмотря на характерные черты «сталинского ампира», выглядит и сегодня вполне органично на фоне его ближайшего архитектурного окружения.
Напротив вокзала расположен вход в Павловский парк. Одной из его знаменитых достопримечательностей до революции считался именно Музыкальный вокзал города, обустроенный на первой в Российской империи железной дороге Санкт-Петербург - Павловск, пуск которой состоялся в 1837 году.
23 мая 1838 года открылось концертное здание вокзала работы зодчего Андрея Ивановича Штакеншнейдера, который впоследствии проектировал в Павловске одну из церквей. Из-за сезонного наплыва дачников вокзал был открыт от весны до осени, и в нем «для пристанища и удовольствия публики» играли оркестры и пели вокалисты, нередко весь день и ночь напролет. Поначалу для музыкантов не было даже сцены, но после пожара 1844 года, восстановления и перестроек здания с 1860 по 1884 год, здесь появился большой концертный зал; к услугам пассажиров предоставлялись уютный сад, ресторан и восемь буфетов.

Музыкальный вокзал посещало немало знаменитых людей, многие из которых здесь выступали: дирижировали оркестрами Иоганн Штраус, Глазунов и Глиэр; пели Шаляпин, Собинов и Вяльцева; сюда приезжали композиторы Глинка, Римский-Корсаков, Кюи, Чайковский, Прокофьев. Здесь побывал цвет российской и мировой литературы: Бальзак и Александр Дюма, Лермонтов и Тургенев, Толстой и Достоевский; на сцене привокзального Летнего театра блистали актриса Комиссаржевская, балерины Анна Павлова и Карсавина.
После октября 1917 года концерты на Павловском вокзале в сопровождении симфонического оркестра продолжались, но спустя четверть века, в годы Великой Отечественной войны, его здание было полностью уничтожено, и впоследствии на этом месте соорудили футбольное поле. Осталась память об удивительном вокзале, планы по его восстановлению, музыка, звучавшая тут долгие годы, и вдохновенные строки замечательного поэта:
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.
Огромный парк. Вокзала
шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.Осип Мандельштам. «Концерт на вокзале» (1921)
Памятник Иоганну Штраусу

В павловском парке Мариенталь есть замечательная статуя человека со скрипкой. Это памятник Иоганну Штраусу, подаренный городу Австрией; его точная копия стоит в городском парке Вены. Памятник маэстро здесь не случаен: «король вальсов» выступал в Павловске на протяжении десяти сезонов, с 1856 по 1865 год, а потом еще дважды приезжал сюда для летних концертов.
Большая часть его выступлений проходила на городском Музыкальном вокзале. Популярность композитора и дирижера в Павловске была невероятной, горожане и многочисленные дачники даже прозвали его Несравненным Страусом. Музыкант тоже был признателен городу, где жила его возлюбленная Ольга Смирнитская: в наследии Штрауса видное место занимают такие созданные здесь произведения, как «Воспоминания о Павловском парке», «Нева-полька», знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» и многие другие.
Во многом благодаря заезжей знаменитости, Павловский вокзал стал оригинальным средоточием железнодорожной техники, музыки, тогдашних мод и изысканной кулинарии. Именно выступления австрийца способствовали превращению местного вокзала из ресторана с певцами в концертный зал с симфоническим оркестром.
Штраус неустанно претворял в жизнь свое кредо: никаких выступлений во время обеда пассажиров! Их слух в это время услаждала игра военного духового оркестра, а выступления Штрауса начинались в семь часов вечера и длились вплоть до отхода последнего поезда, а иногда и затягивались за полночь. И уж тогда Несравненный Страус давал волю чувствам: восхищенная виртуозной игрой оркестра и вдохновенным искусством его дирижера и скрипача, публика громогласно кричала «браво», неистово аплодировала и топала ногами, а Штраус порой даже бросал в публику печатные экземпляры своих партитур!
При этом Штраус с удовольствием исполнял на павловских сезонах произведения русских композиторов. В его репертуаре были даже отдельные «глинкинские вечера» с непременным «гвоздем» программы - «Павловским» вальсом (Вальс-фантазия) великого автора «Ивана Сусанина».
Павловский парк

Целое созвездие, а скорее даже, звездный небосвод городских достопримечательностей сосредоточен на 600 гектарах всемирно известного Павловского парка. Его создавали величайшие зодчие XVIII-XIX веков, такие как Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Карл Росси, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин и другие архитекторы.

Парк спланирован в английском стиле, где первостепенна естественность природы. Камерон разделил его на девять пейзажных зон, обильно «населенных» павильонами, беседками, мостами, скульптурами; при этом некоторые зоны получили регулярную планировку, к примеру, Собственный садик императрицы под названием «Храм Флоры». Его создатели - Чарльз Камерон, придворный художник Франсуа Виолье и сама Мария Федоровна, собравшая здесь огромную коллекцию постоянно цветущих растений в стиле «сад в парке», популярном и в Европе, и в Азии.
Посетителей парка неизменно привлекают такие его жемчужины, как павильоны Трех граций и Розовый, Молочня и Храм Дружбы на полуострове реки Славянки - круглый в плане центр окружающей композиции, в античном стиле, с колоннами дорического ордера.
В павильоне Вольер (Птичник) императрица часто принимала гостей и устраивала камерные балы. С 1783 года здесь размещались экспонаты коллекции античных древностей, собранных августейшей четой в Италии. Рядом с Вольером прежде
были две оранжереи экзотической флоры и статуя Афродиты Каллипиги в центре пруда; ныне здесь находятся веранды и мраморная скульптура Венеры Италийской. По соседству - традиционный парковый Лабиринт из подстриженных кустов акаций и великолепный розарий.

Многие объекты парка связаны с именем его хозяйки Марии Федоровны, например, храм «Памятник родителям» (1786) и павильон «Супругу-благодетелю» (1810). Павел I был погребен в усыпальнице Петропавловского собора столицы. В память о нем вдовствующая императрица по проекту зодчего Тома де Томона приказала возвести в укромном уголке парка печальный мавзолей. Внутри находится кенотаф в виде надгробия, спроектированный известным скульптором-монументалистом Иваном Петровичем Мартосом.
На левом берегу реки, в Колоннаде Аполлона работы Камерона (1783) установлена статуя этого древнегреческого покровителя искусств, созданная скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым. Он наблюдал за монументальными скульптурами в России от Академии художеств, и коллеги в шутку называли его «главным надзирателем над скульпторами».
Мраморная ионическая колонна на краю участка Новая Сильвия носит несколько мрачноватое название «Конец света». На самом деле она просто отмечает по старинной парковой традиции одну из его границ, поскольку на своих окраинах парк уже походит на дикий лес.