Село Братовщина Московская область история
Паломники из Москвы, отправляясь на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и одолев ровно половину пути, обязательно останавливались на ночевку, а то и на две в селе Братовщина по старой Троицкой дороге.
Именитые владельцы
В книге известного русского историка Платона Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Феодоровича», выпущенной в 1913 году к 300-летию дома Романовых, утверждается, что Братовщина, как и многие другие имения Подмосковья, принадлежали царскому шурину боярину Никите Романовичу Захарину-Юрьеву (ок. 1522-1586).
Никита Романович слывет очень значимым персонажем в истории России. Его - брата Анастасии Романовой, выданной замуж за Ивана Грозного, - называют «основателем рода Романовых».
Село Братовщина На полпути в Лавру
Некоторые специалисты в области топонимики считают, что название Братовщина восходит к древнерусскому языку и означает «братский союз». По одной из версий, общину здесь основали некие братья, выходцы с юга России, якобы изгнанные из отчего дома. Изгнанники шли, как пишут в русских народных сказках, «куда глаза глядят», пока не очутились на берегу лесной речки Скалбы, где и решили остаться навсегда.
С годами община пополнялась такими же пришлыми, она жила по принципу «один за всех и все за одного». Так и родилось название местности - сначала Братошино, превратившееся позже в село Братовщина.
Есть и другая версия происхождения названия, полностью отрицающая первую. Поскольку Братовщина расположена ровно на полпути из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, то сначала московские князья, а потом и царствующие особы останавливались здесь на отдых и порой задерживались на несколько дней. Любопытно, что местные обязаны были в один из таких дней вскладчину (в братщину) кормить и поить царя и всю его свиту.
Но как бы то ни было, а первое письменное упоминание о селе Братошине относится к шестнадцатому веку и связано с именем удельного князя Углецкого Дмитрия Жилки (1481-1521), одного из сыновей великого князя московского Ивана III от брака с Софьей Палеолог.
Монархи и патриархи
По некоторым сведениям, именно в Братовщине 1 мая 1613 года послы Земского собора встречали первого царя из рода Романовых - Михаила Феодоровича, направлявшегося в Москву из Костромы на коронацию. Как сказано в одной из летописей, «люди же Московского государства встретили его с хлебами, а власти и бояре встретили за городом с крестами... На Москве же была радость великая, и пели молебны».
Далее село упоминается в одном из документов Смутного времени. Поляки, несмотря на провал обоих Лжедмитриев, не унимались, и местным воеводам был отдан приказ усилить дозор и своевременно докладывать о местонахождении и действиях вражеских отрядов.
Михаил Феодорович Романов подписал царский указ о строительстве в Братовщине нового путевого дворца взамен старого, построенного еще Иваном Грозным. В 1623 году здание было готово, а в 1637-м недалеко от него была построена новая деревянная церковь, освященная во имя святителя Николая Чудотворца (старый Никольский храм был разрушен во времена Смуты).
В 1653 году Братовщину посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон, и это тоже нашло отражение в документах. Так, в расходной книге Патриаршего Казенного приказа читаем:
«1653 г. сентября в 24 день Патриарх Никон по обещанию своему ходил в дом Живоначальная Троицы в Сергиев монастырь молиться, а в том походе вышло в расход: пошел с Москвы на первом стану в патриарше дворцовом селе Пушкине попу на молебен 16 алтын 4 деньги, в государеве дворцовом селе Братошине выходил Благовещенский поп на дорогу к государю патриарху с образом и святою водою и тому попу гривна...»
По местному преданию, Никон не только дал гривну настоятелю церкви, но и наловил рыбы в здешних прудах.
В 1731 году по указу императрицы Анны Иоановны вместо старых обветшавших дворца и Никольской церкви построили новые.
При государыне Елизавете Петровне перед дворцом разбили сад и возвели новый усадебный комплекс.
И наконец, Екатерина Великая, ночевавшая в Братовщине в 1775 году, распорядилась заложить новый каменный дворец, который так и не был построен, и новый каменный храм. А деревянный дворец Елизаветы Петровны простоял до 1819 года и был разобран ввиду крайней ветхости.
Прошло столетие, и вот какое описание царского путевого дворца в Братовщине мы находим в «Исторических воспоминаниях и замечаниях на пути к Троице» Николая Михайловича Карамзина, законченных им в 1802 году. Из них узнаем, что Благовещенская церковь в год путешествия знаменитого русского историка была еще деревянной.
Каменную церковь в центре Братовщины, освященную в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построили через 13 лет после путешествия Карамзина - в 1815 году.
Унижения князя Голицына
С историей села Братовщина связанно имя одного из представителей знаменитого княжеского рода Голицыных - Михаила Алексеевича (1697-1775), сподвижника Петра Великого. Но когда к власти пришла сестра Петра Анна Иоанновна, Голицыны оказались в опале. Михаил Алексеевич, к тому времени тайно женившийся на итальянке и принявший католичество, в отместку получил «должность» одного из придворных шутов.
Широкую известность получила крайне унизительная для прекрасно образованного князя шутейная женитьба на простолюдинке Бужениновой, затеянная в 1739 году императрицей. Подробно свадьба описана в романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом». Лишь скоропостижная смерть Анны Иоанновны спасла Михаила Алексеевича от дальнейших унижений.
Бывший императорский шут поселился в селе Констентинково, что недалеко от Братовщины. Два села соединялись аллеей, окруженной парком и хозяйственными постройками. В имении князь жил вместе с супругой Аграфеной Алексеевной Хвостовой, построив большой дом и занимаясь до конца жизни благоустройством своего поместья.
После кончины в 1775 году князь М. А. Голицын был похоронен на погосте Благовещенской церкви. Спустя сто лет, в 1887 году, заброшенную могилу князя отыскал и описал литератор Петр Полевой в очерке «Могила князя-шута»:
«...около избушки, стоявшей на краю срезанного возвышения, мы увидели нечто вроде каменной скамейки. На ее узкой боковой стороне читаем высеченную надпись: “1775 году июня 18 числа скончался князь Михаил Алексеевич Голицын рождения от его семидесяти восьми лет скончал свой век”».
Считается, что до нашего времени могила не сохранилась, однако на территории церкви есть надгробие, очень похожее на то, что изобразил на гравюре приятель Полевого художник К. Лебедев.
Транзитное село
Село с годами разрасталось, и к концу XIX века его население достигло восьми сотен. Здесь были оборудованы ямская станция и государственная почта, открыта первая в Московской области школа для крестьян.
Жители села богатели в основном, обслуживая и размещая на ночлег многочисленных богомольцев, направлявшихся из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и обратно по Старой Троицкой дороге. Четыре постоялых двора, открытых в селе, были практически всегда заполнены паломниками и путешественниками, едущих и идущих помимо Лавры далее - в Переславль-Залесский, Ростов Великий и Ярославль. Развивалась торговля, в селе работало несколько продовольственных лавок, открылся даже кирпичный заводик.
В транзитном селе кроме Карамзина останавливались на отдых Михаил Лермонтов и Александр Островский. Гоголь миновал его, направляясь в гости к Баратынским в их родовую усадьбу в соседнем селе Мураново.
Вообще Братовщина непременно попадала в произведения путешествующих в этих местах литераторов. Так, село, например, упоминается в знаменитой повести Ивана Шмелева «Богомолье», изданной в 1931 году в Париже. Писатель делится детскими воспоминаниями о путешествии по «Святой дороге» «к Преподобному», то есть в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В последние годы село Братовщина практически слилось с городом Пушкино, в частности с его микрорайоном «Заветы Ильча». Сегодня все чаще Братовщину называют северо-восточным предместьем этого подмосковного города.
От былой славы села, в котором останавливались монархи и патриархи, писатели Н.М. Карамзин, М.Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и другие известные люди России, которое упоминается в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, М. И. Забелина, К. Г. Паустовского, практически ничего не осталось. Сегодня это обычный поселок, застроенный в основном дачными коттеджами и имеющий несколько магазинов. Но по-прежнему, как и в давние времена, центром Братовщины - географическим и духовным - остается Благовещенский храм.
А еще - здание одной из старейших в Московской области церковно-приходской школы для крестьян, построенной из красного кирпича и открытой в 1903 году.