Спасский собор Елабуга

Спасский собор Елабуга

Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного Образа в Елабуге - подлинная «жемчужина» Прикамья, его символ и гордость. История этого памятника архитектуры республиканского значения неразрывно связана с историей города и края.

Имя главной святыни Спасского собора Елабуги лежит уже в самом названии храма. Первейшая из его икон - Нерукотворный Образ Спасителя. Чудесным образом явившаяся жителям двух камских сел, икона сама избрала местом своего пребывания село Трехсвятское, став охранительницей будущей Елабуги.

Впечатляющая архитектура собора Спаса Нерукотворного Образа в сочетании с красотой и роскошью интерьеров ставила его в ряд наиболее знаменательных храмов своего региона. Впереди немало работы у реставраторов и дизайнеров, чтобы возвратить внутреннему убранству храма его былое величие.


Саша Митрахович 11.09.2018 06:42

Спасский собор строительство

Спасский собор строительство

В Елабуге испокон веку считают, что Спасский собор возведен по воле Божией на месте, указанном иконой Чудотворного Образа Спаса Нерукотворного. История нынешнего Спасского собора, построенного в 1816 году, началась еще в XVI веке.

Тогда в самом центре седа Трехсвятского стояла деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, построенная незадолго до 1648 года, когда рядом с ней возвели каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1714 году Спасский храм разобрали, а на этом месте возвели новый, каменный, оставив прежнее освящение. Большая по размерам Казанская церковь стала его теплым приделом.

Главной елабужской святыней уже тогда была чудесным образом обретенная икона Спаса Нерукотворного, датируемая серединой XVII века. Горожане считали ее своей покровительницей и целительницей. Примечательно, что на этой иконе Спаситель был изображен необычно: его лицо выражало «скорее суровость, чем кротость и милосердие».

Что ж, может, отчасти и своим грозным видом она не раз спасала Елабугу от напастей. Так, в 1739 году в округе взбунтовались башкиры во главе с их предводителем сельским феодалом Акаем Кусюмовым. Когда местные жители встретили его отряды с иконой Спаса Нерукотворного, неожиданно поднялась буря. Восставших буквально разметало ураганным ветром, и они обратились в бегство. В благодарность за чудесное спасение вплоть до революции елабужане совершали в мае ежегодный крестный ход с образом Спаса Нерукотворного, причем икона была столь тяжела, что ее поочередно несли на руках четыре прихожанина.

В 1780 году село Трехсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии - Елабугой. К тому времени новоиспеченный город состоял из четырех сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту XVIII века, по большей части делилась на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окруженными по периметру двух - и трехэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский храм.

Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской Иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счет государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году - главный престол. Спасский собор о трех приделах был «освящен в 1821 году.

Храм получился представительным: большое четырехстолпное двусветное здание, возведенное в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась.

В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьезной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе ее значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», а самое главное - возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезную, то новая колокольня соединялась с ней теперь уже весьма протяженной галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне.

В результате этой кардинальной перестройки, проведенной на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрел свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и теплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня. Внутреннее убранство собора также обогатилось: появился новый иконостас тонкой резной работы, сделанный на заказ мастерами из Арзамаса за 12 тысяч рублей.


Саша Митрахович 11.09.2018 06:54

История собора Спаса Нерукотворного образа в Елабуге

История собора Спаса Нерукотворного образа	в Елабуге

Елабужанам было чем гордиться: они обрели величественный и просторный храм, достойный считаться главным духовным символом города. Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного образа скоро стал одним из центров жизни Елабуги. Здесь проходили не только церковные праздники, но и многие важные городские события; собор неизменно посещали высокопоставленные особы и деятели культуры и искусства; его не оставляли своим вниманием купцы-благотворители, и даже торговцы стремились расположить свои лавки поближе к соборной площади, под сень высоких стен храма, под торжественные звоны его колоколов.

Под сенью Яблочного Спаса

В XIX веке площадь Спасского собора была местом проведения одного из важнейших мероприятий в жизни города - знаменитой елабужской Спасской ярмарки. Ее название происходит как от места проведения торгов, так и от престольного праздника Всемилостивейшего Спаса: ярмарка проводилась с 15 по 26 августа, и ее посещало множество торговцев и покупателей как из округи, так и со всей России. Еще в 1818 году возле собора начали строить деревянные торговые лавки, и губернский архитектор Н. В. Андреевский даже подготовил проект торгового обустройства соборной площади. А с 1850 по 1868 год в соответствии с генпланом города именитые купцы Стахеевы построили на площади возле Спасского собора два каменных торговых корпуса. Отныне именно тут шел основной торг веселой, шумной, красочной и, конечно, весьма прибыльной Спасской ярмарки.

Это был настоящий общегородской праздник, и в Спасском соборе в дни проведения ярмарки всегда было особенно людно. Торговцы тоже стремились расположить свои лавки поближе к громаде красавца-собора, желая находиться под его сенью как под благословением. В храм люди шли от мала до велика, и хотя стояли дни Яблочного Спаса, иной раз на богослужениях было столько прихожан, что буквально негде было яблоку упасть. Общую атмосферу радости дополняли торжественные колокольные звоны храма, слышные далеко вокруг.

Шли годы, территория торгов неуклонно росла, и скоро рамки соборной площади стали им тесны. С 1895 года Спасская ярмарка стала проводиться за городом, на так называемых Шишкинских прудах, где она проходит и поныне.

XX век

Начало XX века Спасский собор встретил обновленным. В последний год уходящего столетия произвели внутренний ремонт холодной части храма, после чего установили духовое (воздушное) отопление. Это обошлось в 15000 рублей и удалось во многом благодаря труду и неуемной энергии тогдашнего церковного старосты собора, купца из Елабуги Николая Николаевича Замятина, и, конечно же, помощи меценатов.

Елабуга вообще считается в Поволжье едва ли не столицей благотворительности, трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Состоятельные купцы никогда не оставляли своим вниманием и Спасский собор.

Слава о Спасском соборе, его внутреннем убранстве и великолепном хоре давно вышла за рамки города, и храм стремились непременно посетить все приезжие, среди которых было немало известных исторических личностей. Так продолжалось до октября 1917-го, когда в ворота собора постучались новые, суровые реалии безбожного социалистического бытия, в которое надолго погрузилась многострадальная Россия.

После революции

23 января 1918 года советские власти издали декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», ставший основным программным документом во взаимоотношениях власти и религии в Советской России. Провозглашенные в нем независимость церкви от государства и его невмешательство в ее дела в реальности обернулись ожесточенной борьбой, которую власти развернули против верующих и духовных институтов.

Уже в 1920-е годы стали закрываться церкви, а протесты прихожан власти попросту игнорировали. К 1926 году в Елабужском районе осталось всего 14 храмов, где проводили богослужения три десятка священников. Но наступление воинствующих атеистов продолжалось. Процесс закрытия храмов проходил в районе крайне болезненно, как и по всей стране в целом. К тому же в дело вмешались всесильные ОГПУ и НКВД, проводившие массовые конфискации церковного имущества и предметов религиозного культа.

В Спасском соборе Елабуги было незаконно изъято огромное количество золотых и серебряных изделий. В 1930-е годы вопросы закрытия храмов в СССР были возложены на специально организованные комиссии по вопросам культа. В Советской Татарии такая организация существовала с 1931 года при Президиуме ТатЦИКа.

Спасский собор Елабуги был закрыт в 1930-е годы, но, к счастью, избежал разрушения. Удалось сберечь и главную святыню - икону чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которая сегодня находится в городском Покровском соборе.

В 1961 году Постановлением Совета Министров Татарской ССР Спасский собор получил статус памятника архитектуры местного значения, в 1980-е годы был отреставрирован и в 1997 году передан верующим.

Ныне он окормляется клиром Покровского собора, в здании проводится реставрация интерьеров и внутреннего убранства.


Саша Митрахович 11.09.2018 07:08

Архитектура Спасского собора Елабуги

Архитектура Спасского собора Елабуги

Будучи одним из наиболее ярких в своем регионе образцов русского архитектурного классицизма с элементами эклектики, Спасский собор Елабуги, освященный в начале 20-х годов XIX века, выглядит, пожалуй, слегка архаично для времен правления Александра I. Более органично он смотрелся бы во времена Екатерины II, когда классицизм успешно конкурировал с барокко; например, в Малороссии было немало церквей, стилистически близких елабужскому храму.

Так или иначе, Спасский собор органично объединил в себе пятиглавие церкви и пятиярусность колокольни, два этажа пристроя для духовного правления и длинную одноэтажную трапезную, имеющую по 11 окон на каждой стороне. При этом архитекторам удалось с помощью высокой колокольни и дистанции между ней и четвериком основного храмового здания, обеспеченной трапезной, органично уравновесить весь соборный комплекс.

Выстроенный из красного кирпича, однако оштукатуренный и побеленный, Спасский собор Елабуги имеет известковую и каменную отделку; во внешнем декоре зданий удачно объединяются пилястры, как элементы коринфского, тосканского и ионического ордеров. Используются они и во внутреннем убранстве храма.

К тосканскому ордеру относятся и колонны главного входа-портика северных ворот собора в его изящной ограде, оснащенного арочным антаблементом и примыкающего к колокольне. Оттуда внутрь собора ведет широкая лестница из мрамора.

Колонны и полуколонны вообще активно использовались в ходе строительства и оформления как основного храмового здания, так и колокольни, визуально придавая собору дополнительную высоту и впечатление устремленности к небу. При этом трудно поверить, что основное здание в полтора раза ниже соборной колокольни! Пять его восьмигранных барабанов с куполами в форме полусфер венчают изящные луковки.

Несмотря на объемные формы Спасского собора, они выглядят легкими и воздушными, и потому играют роль важного фасадообразующего компонента общей панорамы исторической части Елабуги.

И все же едва ли не наиглавнейшая достопримечательность Спасского собора Елабуги - грандиозная колокольня. Высота ее составляет 70 метров, она выше и Богоявленской колокольни Казани, и большинства звонниц всего Волго-Вятского региона, а колокольне Ивана Великого в Московском Кремле уступает только 11 метров.

С колокольни открываются великолепные виды на панораму города и окрестностей Елабуги.


Саша Митрахович 11.09.2018 07:21

Интерьер Спасского собора Елабуги

Интерьер Спасского собора Елабуги

Интерьеры и внутреннее убранство Спасского собора Елабуги никогда и ничем не уступали красоте его внешних фасадов, поражая воображение посетителей и прихожан.

Благодаря щедрым, прежде всего, купеческим пожертвованиям, Спасский собор имел богатое и даже роскошное внутреннее убранство. Здесь были дорогая церковная утварь, образа в окладах из благородных металлов, предметы для богослужения из чистого серебра. Одних лишь серебряных изделий, принадлежащих храму, согласно описи, в советские времена было конфисковано 273 килограмма, не считая золотых украшений или дорогих иконных риз, украшенных драгоценными и самоцветными камнями. Все это после Октября 1917 года было хищнически разграблено и исчезло без следа.

Сегодня внутри собора мало что уцелело из старинных раритетов и церковной утвари прошлых лет. Как свидетель эпохи минувшей, кое-где сохранилась напольная плитка образца XIX века с клеймом, свидетельствующим, что она произведена на химических заводах Капитона Яковлевича Ушкова. Примечательно, что процесс ее создания консультировал друг Ушкова, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.

В советское время, к 1930-м годам, Спасский собор почти полностью утратил былую гордость - уникальные росписи на стенах и потолках, созданные выдающимися российскими мастерами живописи. Над его красочными фресками работали специально приглашенные в 1861 году И. В. Шишкиным, отцом будущего художника, живописцы братья Верещагины, Василий и Митрофан, однофамильцы известного баталиста, а также художники Ф. А. Бруни, К. Ф. Гун, И. А. Осокин.

Также существует версия, что художников для росписи внутренних интерьеров Спасского собора специально пригласили местные меценаты, купцы Стахеевы.

Оформители Спасского собора были авторитетными мастерами, к примеру, Василий Петрович Верещагин в свое время расписывал знаменитый московский храм Христа Спасителя, позднее уничтоженный советскими властями.


Саша Митрахович 11.09.2018 07:29

Собор Спаса Нерукотворного Елабуга график работы контакты как добраться расположение на карте

Собор Спаса Нерукотворного Елабуга график работы контакты как добраться расположение на карте

График работы собора Спаса Нерукотворного в Елабуге

Часы работы Спасского собора: с 8:00 до 17:00 ежедневно, без выходных. Вход на территорию собора свободный.

Контакты

  • Адрес: 423600, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, д. 14.
  • Телефон: (85557) 7-58-55. 8-962-578-26-65
  • Группа в сети «ВКонтакте»: vk.com/spas. sobor .

Как добраться самостоятельно

Спасский собор расположен в центральной части города Елабуги на улице Набережной.

Из Москвы проще всего добраться самолетом или поездом. Ближайший аэропорт «Бегишево» находится в 40 км, время в полете - около 2 часов.

Ближайшая железнодорожная станция - в Набережных Челнах.

Из Казани автобус ходит каждый час с улицы Баумана и с Советской площади. Среднее время поездки составляет около 2,5 часов. Из Набережных Челнов автобус курсирует каждые 50 минут.

В Елабуге функционирует речной порт, из которого можно по реке добраться до Нижнекамска и обратно.

Спасский собор на карте Елабуги


Саша Митрахович 11.09.2018 07:40

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча