Старица достопримечательности что посмотреть в городе

На фото: Старица на дореволюционной открытке: слева — Пятницкая церковь, в центре — колокольня со Спасским храмом, справа — Борисоглебский собор.
Старица - одно из древнейших поселений России, основано в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем. Дыхание истории в Старице ощущаешь буквально на каждом шагу, а легенды и предания окутывают гостя с первого же дня.
Название свое селение получило от речки Старицы, впадающей здесь в Волгу. До начала же XVI века Старицу именовали просто - Городком, который вошел в состав Великого княжества Московского еще в 1458 году.
Это место чрезвычайно любил Иван Грозный и часто здесь бывал. Некоторые краеведы даже утверждают, что пропавшую библиотеку Ивана Васильевича следует искать не в Москве, а в подземных галереях, которых вокруг Старицы великое множество.
История города Старицы неразрывно связана с историей Свято-Успенской обители. Он вырос вокруг монастыря и волею судеб, в эпоху окончательного превращения феодальной Руси в единое Русское государство, оказался в самой гуще политических событий. Следует однако отметить, что основные городские памятники архитектуры (не считая ранних построек обители) появились в Старице тогда, когда в ней воцарилась тишина. Памятники же эпохи «бури и натиска» уничтожило безжалостное время.
Немного славной истории Старицы
Старице, численность населения которой не дотягивает и до десяти тысяч жителей, трудно представить, что некогда она играла важнейшую роль в российской истории. Тут сама собой появляется мысль о мемориализации городского пространства, о превращении города в туристический центр. И более всего это «архитектурно-ландшафтная», а вовсе не «историческая» мысль. Чтобы превратить ее в «историческую», требуется вспомнить, какие нешуточные страсти бушевали здесь несколько веков назад.
В центре политической борьбы Старица пребывала вовсе не эпизодически, а неизменно на протяжении трех столетий — с самого основания города, датируемого 1297 годом, когда тверским князем Михаилом Ярославичем.
Упадок начался в эпоху русской Смуты. В 1609 году Старицу, отказавшуюся присягать самозванцу, «примерно наказал» Лжедмитрий II. Случившийся спустя тридцать лет великий пожар довершил разорение.
Впрочем, понемногу Старица «возобновилась» и отстроилась, однако уже не в ореоле былого величия. Вместе с тем жизнь текла размеренно и почти богато. Поднимались каменные здания, по-прежнему процветал «каменный» промысел (так называемый «старицкий мрамор» был хорошо известен на Руси еще с XII столетия), славились своим искусством старицкие кузнецы (белокаменных кузниц в городе насчитывалось несколько десятков).
В свое время здесь появились почтовая станция, больница, библиотека, духовное училище и даже метеорологическая обсерватория — некоторые из этих зданий сохранились до нашего времени. Посещали Старицу и известные люди, самым знаменитым из которых был Александр Пушкин. Летом 1824 года в городе, в доме купца Д.Ф. Филиппова, переночевал император Александр I.
Но от участи тихого уездного города, обойденного даже железной дорогой, все это Старицу не уберегло. Хорош ли, плох ли такой сценарий — Бог весть. Во всяком случае, бывали сценарии и похуже...
Мастера железных кружев

Один из, как бы мы сейчас сказали, градообразующих промыслов в Старице являлось кузнечное дело. 200 лет назад в центре города работало с полсотни кузниц. Сегодня мы можем видеть останки лишь шести из них. Здесь давно уже никто ничего не кует, они интересны как исторический объект и как яркий пример использования знаменитого «старицкого мрамора» - белого известняка.
Возникает вопрос: зачем же небольшому городку понадобилось столько кузниц? Дело в том, что местные кузнецы XVIII века славились на всю округу, и каждый из них имел строгую квалификацию: кто-то ковал подковы, кто-то лудил посуду, кто-то отливал серебряные и золотые кресты, кто-то - железные заготовки, кто-то чеканил оклады для икон... Например, местные краеведы подсчитали, что в Старице ежегодно производилось 25 тысяч серпов, за которыми приезжали со всех концов России. Имелись в Старице и мастера «вязать» железные кружева - для козырьков на дома, для ворот и ограды, а также для оконных решеток.
Сегодня изделия старицких мастеров можно увидеть во многих музеях России, и среди них есть очень древние: наконечники стрел и копий, кольчуги, мечи, кинжалы и даже вилки...
Старое и Новое городища в Старице
Начнем сегодняшнюю прогулку со Старого городища, которое находится на другом от монастыря берегу Волги. В начале XX века, прямо к горе, минуя Базарную площадь и кузницы, устроенные в бывших валах, был перекинут мост от нижних ворот обители; новый мост в советские времена построили чуть в стороне. Более столетия назад Старица представляла собой захватывающее зрелище. На правом берегу Волги, словно белокрылый корабль, высился Успенский монастырь, а вокруг него красовались многочисленные городские храмы. В праздничные дни их благовест разносился далеко над округой. Сегодня, к сожалению, вид Старицы далеко не столь благолепен. Варварское отношение к памятникам церковной старины исказило облик древнего города. Некоторые храмы (как, например, Вознесенская церковь, место первоначального упокоения местночтимой святой Пелагии Старицкой) лежат в руинах, другие хотя и не разрушены полностью, но пребывают в запустении.
Перейдя по мосту через Волгу, отправимся по дорожке в гору направо — там лежит Старое городище, с которого, к слову, открывается захватывающий дух вид на Успенский монастырь. Ныне городище пустынно, а некогда тут бушевала жизнь. Значительно укрепил городок еще тверской князь Михаил Александрович в 1390 году, здесь он устроил княжескую резиденцию и построил первый каменный храм — разумеется, освятив его во имя своего небесного защитника: Архангела Михаила.

Позже, во время Ливонской войны, обветшавшую крепость отстроили практически заново на новом месте, называемом Новым городищем, сдвинув ее чуть западнее: крепостная стена высотой до трех метров, выстроенная Иваном Грозным, тянулась на 1300 метров. Над стенами высились 13 башен. Грозный же царь повелел воздвигнуть здесь Борисоглебский собор — чудный и одновременно «чудной», как и многое имевшее отношение к Ивану IV. Собор представлял собой комплекс из пяти шатровых башен на высоком подклете (с самой крупной — центральной), обнесенных папертью в виде арочной галереи.
Ни один из старицких памятников «досмутного» времени не сохранился. Практически все они погибли при разорении города поляками в 1609 году, превратившими Старицу буквально в пепелище. Борисоглебский собор устоял, но — в каком виде! В первой половине XVII века его, за неимением других более или менее целых построек, использовали в качестве острога и приказной избы.
Еще Патриарх Никон, невзлюбивший все «шатровое», порывался разобрать тот собор, да не успел, — разобрали-таки его лишь в 1803 году (остались тогдашние обмеры и чертежи, позволяющие ныне оценить невиданную красоту и уникальность той постройки), а спустя семнадцать лет неподалеку от него возвели новый Борисоглебский собор — совершенно в духе классицизма: перед нами высится огромный куб, с севера, юга и запада снабженный классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя.
Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена теплая Спасская церковь. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. Все это теперь брошено на произвол судьбы.
К Волге
Поднимаясь вверх, мы уже приметили как бы распластанную по склону «многосоставную» Пятницкую церковь.
Когда-то от Борисоглебского собора вниз, к Базарной площади, минуя Пятницкий храм, «падала» широкая чугунная лестница — таких изысков давно нет в помине. Но, осторожно спускаясь по разбитой дорожке, тем подробнее рассмотрим белокаменные арочные сооружения с воротами и фронтонами, чем-то напоминающие гаражи и составляющие почти сплошную аркаду. Это — те самые, уже упомянутые нами, кузницы конца XVIII столетия.
Они «вделаны» прямо в бывший городской вал, а устраивали их, чему доказательством сохранившиеся даты, из того камня, что пошел на строительство стен и башен Старицкого кремля, который возводился Иваном Грозным.
И вот, наконец, мы возле церкви Параскевы Пятницы на Торгу, представляющей собой целый храмовый комплекс. Первым здесь появился в 1750 году типичный по своей конструкции для того времени храм хорошо знакомого нам типа «восьмерик на четверике». Его престол освятили во имя великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли, которая, собственно, и процветала у стен новой церкви, на Базарной площади.
В 1825 году храм расширили, пристроив к нему с юга и севера обширные приделы в стиле позднего классицизма, украшенные с фасадов фронтонами. Низкая белокаменная колоннада объединила три помещения в единый комплекс, сильно «расползшийся» по оси «юг — север» и тем не менее не лишенный какой-то странной выразительности и торжественности. Как иногда пишут в популярных путеводителях, «есть в облике этого здания что-то удивительно уютное, камерное и располагающее». Сущая правда, хотя храм, переживший «как бы» реставрацию, ныне пребывает не в лучшем виде — ему явно требуется новая реставрация: не столь «формальная», а честная и дружелюбная.
Ильинская церковь

Полюбовавшись на милые купеческие особнячки, во множестве сохранившиеся в окрестностях бывшей Базарной площади, которую, впрочем, нынче «визуализировать» довольно затруднительно, вернемся на «монастырскую» сторону.
Сюда в годы расцвета Старицы распространился городской посад. Правда, из здешних церквей сохранилась лишь одна — Ильинский храм.
Строился он долго. Прошение о строительстве каменной церкви священник деревянного Ильинского храма, стоявшего, к слову, на другом месте, отправил в 1767 году; храмоздательная грамота была получена в 1773 году; заложили храм
в 1782 году, в 1784 году освятили теплый Екатерининский придел и только через двадцать лет — главный престол. Целая эпопея!
Ильинский храм, соединивший в своем облике черты уходящего, уже почти неявного барокко со все более громко звучащим классицизмом, — один из красивейших в городе, к тому же он никогда не закрывался, благодаря каковому обстоятельству в нем сохранилось внутреннее убранство и много старинной утвари.
Старицкий краеведческий музей

Рядом с Ильинской церковью находится Старицкий краеведческий музей (филиал Тверского государственного объединенного музея), открывший свои двери для посетителей в 2008 году. Вообще-то работать он начал почти сто лет назад, в далеком 1919 году, заняв под экспозиции здание Введенской церкви Свято-Успенского монастыря. Однако во время немецкой оккупации вся коллекция была практически утеряна. Новую собирали по крупицам десятилетиями.
Современные экспозиции музея чрезвычайно интересны и разнообразны. Они рассказывают и о древних временах, и о событиях Смутного времени, и, естественно, о первом русском Патриархе Иове. Многие экспонаты повествуют о реформах Екатерины II, лично утвердившей герб и план города, о жизни городской знати. Особенно подробно можно узнать и о знаменитых местных промыслах: гончарном, кузнечном, о добыче в каменоломнях «старицкого мрамора». Отдельный раздел посвящен периоду Великой Отечественной войны.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Рядом с кузницами расположен комплекс храма Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1740-1825 годах и считающийся одной из визитных карточек города. Еще храм этот известен под именем Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Построили его по указу архиепископа Тверского Феофилакта. Сложную композицию ансамбля с востока украшает белокаменная колоннада с двумя часовнями и лестницами, спускающимися от ротонд к берегу Волги. Колоннада, правда, уже наполовину ушла в землю. Но особую красоту храму придают купола, разные по форме и высоте над землей.
Старицкий мрамор
Ну и, наконец, еще одна туристическая достопримечательность Старицы - древние каменоломни, в которых и добывался на протяжении веков «старицкий мрамор» - белоснежный известняк, который не темнеет с годами и не впитывает влагу.
Но самая главная его особенность — на глубине известняк мягок и легко поддается любой обработке, а когда его выносят «на воздух», он затвердевает и по крепости, действительно, мало чем отличается от мрамора.
Не только вся Старица выстроена из него, но многие окрестные населенные пункты вдоль Волги, включая Москву. Ведь добывать здесь камень стали еще 800 лет назад, и за эти годы протяженность некоторых пещер достигла десятков километров. А общая их протяженность не поддается подсчетам.
Тут вам расскажут массу всяких историй, похожих на легенды. Например, о праведной старушке, ставшей символом Старицы и изображенной на гербе города. Согласно преданию, во время монгольского нашествия она спряталась в одной из каменоломен и сильно страдала от жажды. И Господь не обошел стороной ее мольбы о помощи: неожиданно с потолка стал бить ключ. Он оказался целебным, но открывался исключительно «в годину бедствий народных». Говорят, что призрак старушки по сей день бродит по каменоломням, помогая выйти на поверхность заблудившимся.
Бытуют легенды и о разнообразных аномалиях, встречающихся под землей. Исследователи обнаружили в катакомбах странные образования в виде больших «окаменевших котлов». А некоторые рассказывают, что слышали звуки скачущего табуна лошадей.