Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Содержание:

Феодоровская икона Божией Матери, икона царской семьи, которой, по преданию, был благословлен на царствование первый из Романовых - царь Михаил Федорович.


Написание чудотворного первообраза Феодоровской иконы Божией Матери по преданию связывают с именем апостола Луки. Никаких документальных подтверждений этому не существует, но несомненно одно: Феодоровский образ был создан очень давно и являлся прославленной святыней уже в начале XII века.

К этому времени относится первое письменное упоминание о местонахождении Феодоровской иконы на Руси — в часовне у Малого Китежа (впоследствии — Городца). После 1239 года, когда Городец был захвачен и разорен татарами, икона исчезла.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.Спустя некоторое время Феодоровская икона Божией Матери явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Накануне явления иконы князю Василию, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.

В начале XVII века Феодоровский образ хранился в костромском Успенском соборе. Именно отсюда икону принесли крестным ходом в Ипатьевский монастырь 14 марта (по старому стилю) 1613 года, и именно перед ней юный Михаил Федорович Романов принял от послов Земского Собора царский посох. С этого времени Феодоровская икона стала особой святыней для России и для династии Романовых.

С тех пор Феодоровский образ стал родовой святыней дома Романовых, и решено было установить еще одну дату его чествования - 27 марта по новому стилю. Причем праздновалась эта дата всегда очень пышно. Таким образом, праздник Феодоровской иконы приравнивался к Благовещению!

Икона Божией Матери «Феодоровская» играла важную роль в истории России, будучи одной из главных фамильных святынь династии Романовых. Перед этой иконой часто принимали православие и новое имя европейские невесты русских государей, именно поэтому многие из них получали в крещении отчество «Федоровна». Небольшой список иконы до последнего момента находился у семьи императора Николая II, расстрелянной в Екатеринбурге.

Кленниковский список Феодоровской иконы Божией Матери пребывает на втором этаже — в Никольском приделе храма, в отдельном киоте на солее. Еженедельно по средам перед ним совершается молебен.

Описание иконы

Феодоровскую икону относят к иконографическому типу «Умиление» и даже считают репликой Владимирского образа Божией Матери. Правда, главное отличие в том, что ножка Младенца обнажена до колена. В архивах сохранилось старинное описание чудотворной костромской иконы:

«Написана масляными красками “на сухе древе”. Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плечо. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризой, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница... Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в полтора аршина длины».

Что касается изображения Параскевы Пятницы, то великомученица предстает перед нами в красных одеждах с золотым орнаментом, в которых И. Э. Грабарь видел «отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей».

Иконы России.


Саша Митрахович 21.12.2017 07:06

Заступничество Феодоровской иконы Богоматери

Западная окраина Костромы. Святое озеро.

Когда-то здесь произошло знаменательное событие. Примерно в 1262 году (о точной дате единого мнения нет) сюда подошли татарские орды с целью разграбить лежащий перед ними город. Непокорные костромичи предпочли не отсиживаться за стенами, а встретить врага в поле. Впрочем, много бойцов выставить не смогли. Небольшой дружиной командовал князь Василий - легенды приписывают ему прозвище Квашня, однако историки считают его скорее мифическим персонажем, отождествленным народной молвой с реальным Василием Ярославичем - братом Александра Невского.

Силы были заведомо неравны, но у князя Василия были небесные заступники. Дело в том, что за несколько лет до описываемых событий недалеко от Костромы, на реке Запрудне была обретена чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. Нашли ее висящей на дереве и перенесли в город.

Именно этот образ взял с собой на битву русский князь. Дальше слово автору «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» иеродьякону Ипатьевского монастыря Лонгину:

«...И внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсияша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попалякнци и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет...»

Так заступничеством Богородицы малая костромская рать отбила нападение татар.

Место той знаменательной битвы было отмечено часовней... Но, обратите внимание, не той, что встречает нас в Святозерье. Дело в том, что битв на Святом озере было две (вторая произошла в Смутное время). И часовен было две. И вот сохранившаяся шатровая, во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня, была поставлена как раз в ознаменование победы над поляками, изгнанными из Ипатьевского монастыря.

Соорудили эту часовню в конце XVII века. Вторая, Феодоровская, была в память о легендарной первой битве с татарами. Ее разрушили в советское время в попытке стереть память о чуде Феодоровской иконы Богоматери.


Саша Митрахович 24.07.2018 07:37
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча