Село Уборы Московская обл

На левом берегу Москвы-реки, у впадения в нее речки Уборки, расположено старинное село Уборы. Оно возникло вблизи Звенигородской дороги, знаменитой тем, что русские цари ездили по ней на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и игравшей важную стратегическую роль на подступах к Москве.
«Русская Швейцария»
Звенигородская земля всегда славилась уникальными по красоте природными ландшафтами, густыми сосновыми лесами и заливными лугами, и издавна места эти назывались «Русской Швейцарией». Впервые упоминание об этих землях встречается в Разъезжей грамоте великого князя Ивана III Васильевича своему сыну Юрию Ивановичу (1480-1536) на города Дмитров, Рузу, Звенигород, составленной летом 1504 года. Иван III послал князя В. И. Голенина и дьяка М. Горина, чтобы они «розъезд учинили... от Московских станов и волостей Дмитровским и Рузским и Звенигородцким станом и волостем». После смерти Юрия Ивановича его земли отходят Московскому княжеству.
Первым владельцем деревни Уборы, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, становится думный дьяк Елизар (Елизарий) Данилович Вылузгин, выдвинувшийся в годы царствования Ивана Грозного. По всей видимости, за свои труды на ниве государевой службы он и получил от царя деревню Уборы.
После смерти Елизара Вылузгина в начале XVII века деревня Уборы переходит во владение его вдовы Стефаниды, которая в 1610 году выдает дочь Марью Вылузгину за стольника Ивана Петровича Шереметева, потомка в девятом колене Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка династии Романовых. В качестве приданого стольник получает за невестой звенигородские вотчины и деревню Уборы с пустошами, остававшиеся во владении рода Шереметевых в течение трех столетий вплоть до 1917 года.
Женившись на Марье Вылузгиной, Иван Петрович Шереметев (ок. 1580-1647), продолжает активно заниматься государственными делами. Судьба распорядилась так, что он оказался вовлеченным в запутанные события Смутного времени. По решению Боярской думы его посылают на воеводство в Кострому, но там он начинает чинить препятствия ополчению, выдвигавшемуся на освобождение Москвы от польско-литовских интервентов. За это ополченцы чуть не лишили его жизни, но один из предводителей ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, взял воеводу под свою защиту. И. П. Шереметев покаялся, перешел на сторону ополченцев и принимал самое активное участие в изгнании поляков из Москвы.
В 1613-1616 годах И. П. Шереметев служит рындой - оруженосцем в составе придворной охраны у первого Романова - Михаила Феодоровича, делая быструю карьеру при дворе. В 1629 году он получает боярство, с 1638 года возглавляет Приказ сбора ратных сил, с 1640-го - Приказ Большой казны. С конца 1640 года и до самой кончины И. П. Шереметев стоял во главе Владимирского судного приказа.
Петр Васильевич Шереметев Меньшой (1650-1697), внук И. П. Шереметева, подражая примеру известных московских вельмож того времени, решает превратить Уборы в родовую вотчину и возводит здесь деревянный храм Спаса Нерукотворного Образа. По законам того времени, строительство храма превращало деревню в село, которое начинает отныне именоваться в документах «селом Спасским Убора тож». Царь Алексей Михайлович Романов, при дворе которого П. В. Шереметев занимал важные государственные должности и был комнатным стольником, дарит храму в подарок две печатные богослужебные книги из его личной канцелярии Приказа тайных дел и вплоть до закрытия храма в 1930-е они использовались на службах.
После кончины Петра Васильевича Шереметева Меньшого в 1697 году все его родовые и выслуженные вотчины перешли по наследству двум его сыновьям - Алексею и Ивану.
Братья Шереметевы полюбовно, без споров поделили отцовское наследство. Они редко бывали в родовой вотчине, так как в 1708 году по указу Петра I их послали в Англию для изучения мореходства, где они и служили во флоте вплоть до 1715 года.
Далее древняя родовая вотчина перешла во владение Владимиру Петровичу Шереметеву, генерал-аншефу, одному из старейших представителей боярского рода. А затем права наследования получил его внук - Владимир Федорович Шереметев.
В 1794 году Уборы делят между собой граф Федор Григорьевич Орлов (1741-1796), обер-прокурор Сената (один из пяти братьев-гвардейцев, которые привели Екатерину II на российский престол) и надворный советник Николай Владимирович Шереметев (1737-1800).
После революции
Все имущество и недвижимость Шереметевых были национализированы, а многие ценности просто изъяты. Избежав в ноябре 1918 года ареста чекистами во главе с Петерсом, граф С. Д. Шереметев скончался от тяжелой болезни 17 декабря того же года. Его сын, Павел Сергеевич, пройдя через многочисленные аресты и следствия по делу о контрреволюционных организациях, умер в Москве поздней осенью 1943 года.