Снетогорский монастырь Псков

Содержание:
Снетогорский монастырь, хоть официально и считается расположенным на городской территории, в действительности находится практически за городом, на его северо-западной оконечности.
Снетогорский монастырь в Пскове сейчас выглядит вполне ухоженно, его архитектурный ансамбль, понесший тяжелые потери в советскую эпоху, вновь приобрел цельность и завершенность, хотя об окончании восстановительных работ пока говорить рано — их еще непочатый край.
Насельницы Снетогорского монастыря не без бед и невзгод, но достойно и мужественно преодолели тяжелейшие годы возрождения обители — практически с нуля, на пустом месте. Ныне перед нами отлаженный, четко действующий монастырский организм.
Основание Снетогорского монастыря

Время основания Снетогорского монастыря в окрестностях Пскова, на Снятной горе, неизвестно, но, скорее всего, это вторая половина (или даже последняя четверть) XIII века.
Первое упоминание об обители относится к 1299 году, а первым ее игуменом обычно называется Иоасаф, в том самом году принявший мученическую кончину от рук ливонских рыцарей.
Псковским князем тогда являлся беглец из Литвы Довмонт Псковский (Тимофей), принявший православие и еще в 1266 году избранный псковичами своим предводителем. Он стал надежным защитником Пскова в непростое время, громя литовцев и немцев, то и дело угрожавших городу, — всего на счету Довмонта около десяти успешных походов. Последний свой бой святой князь принял весной 1299 года, когда рыцари в очередной раз приступили к Пскову.
Довмонт с малой дружиной напал на непрошеных гостей, была жестокая сеча, но псковичи своим мужеством повергли в бегство и разгромили нападавших. После этого разгрома ливонские рыцари на сейме в Дерите решили более не воевать ни с новгородцами, ни с псковичами. Впрочем, память рыцарская оказалась коротка — уже спустя четверть века они вновь появились в псковских пределах, однако славы по-прежнему не обрели.
Снетогорский монастырь после бегства ливонских рыцарей представлял собой пепелище.
История Снетогорского монастыря

Древняя часть истории Снетогорского монастыря подробностями не балует — виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив.
А монастырь был велик и славен — он считался первым среди псковских обителей, ему благотворили русские цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I...
Псков всегда оставался пограничным городом — его не миновали непрошеные гости, то и дело наведывавшиеся на Русь. В судьбе Снетогорской обители нередки военные сюжеты, она не однажды превращалась в ставку иноплеменных завоевателей, всякий раз, к счастью, оставлявших Псков и возвращавшихся восвояси подсчитывать собственные потери.
Софья Палеолог, сосватанная за великого князя Московского Ивана III, добиралась из Рима в Москву через Псков, где первым делом, в октябре 1473 года, остановилась в Снетогорском монастыре — присутствовала на молебне в Богородице-Рождественском соборе, а потом, надев царские одежды, отправилась в город.
В 1493 году сильнейший пожар сильно навредил собору, однако его фресковый ансамбль уцелел; сам же соборный храм удалось быстро привести в порядок.
Следующая беда пришлась на эпоху Ливонской войны. В финале этой войны, в 1581 году, польский король Стефан Баторий с многотысячным интернациональным войском осадил Псков. Продлившаяся полгода осада не принесла полякам удачи, однако пригородным псковским монастырям, занятым отрядами интервентов, не поздоровилось.
В Снетогорской обители особенно пострадал Богородице-Рождественский собор: в нем поляки держали лошадей, жгли для обогрева костры, царапали свои автографы прямо на драгоценных фресках. После отступления войска Батория стены собора оказались столь испорчены, что их пришлось заново оштукатурить и побелить. Так снетогорские фрески погрузились как бы в небытие — на триста с лишним лет. Вскоре о былом их существовании забыли.
Между тем не прошло и четверти века, как Россию накрыл морок Смуты. О спокойной жизни оставалось мечтать на протяжении десятка лет — сначала в Снетогорском монастыре хозяйничали изменники-казаки, потом — люди небезызвестного пана Лисовского, в 1615 году, здесь устроил свою штаб-квартиру шведский король Густав Адольф.
По окончании Смуты монастырь залечил нанесенные ему раны и вскоре снова расцвел.
Секуляризационная реформа 1764 года лишила обитель доходов, некогда цветущий Снетогорский монастырь пришел в запустение.
В 1804 году в Снетогорский монастырь перенесли архиерейскую резиденцию.
Советскую эпоху трудно назвать счастливым временем для бывшего Снетогорского монастыря. Архиерейский дом был упразднен в 1920 году, в стенах обители организовали санаторий, просуществовавший до 1990-х годов. Часть помещений монастыря в послевоенные годы приспособили под жилье. Пострадал поначалу и соборный храм, однако с 1926 года в нем начали работать ученые. Эта работа продолжалась до новейших времен — с перерывом на годы фашистской оккупации.
Первые насельницы пришли в обитель, возобновленную в качестве женской, летом 1993 года.
Снетогорский монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

Снетогорский монастырь расписание богослужений
Начало вечернего богослужения в Снетогорском монастыре —17:00. Начало Божественной литургии в будние дни — в 7:00, в воскресные и праздничные дни — в 8:00.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы для совершения богослужений устроен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Раз в неделю здесь совершается Божественная литургия, ежедневно служится молебен.
Престольные праздники — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (и сентября). Даты даны по новому стилю.
Контакты
- Адрес: 180020, Россия, г. Псков, ул. Снятная Гора, 1
- Телефон: +7 (8112) 75-01-25
- Сайт: www.snetogor.ru
Как добраться самостоятельно в обитель
На общественном транспорте: до Снятной горы, где находится Снетогорский монастырь, от железнодорожного вокзала через центр (мимо кремля) курсирует автобус №1. «Улица Снятная Гора» — конечная остановка, от нее до обители — 300 метров. Расстояние от центра города — около восьми километров.
На автомобиле можно ехать так: по Советской улице в Запсковье с выездом на улицу Леона Поземского; поворот налево на улицу Чудскую; поворот направо на улицу Ижорского Батальона; на развилке — прямо, по улице Снятная Гора. Как вариант — добираться через Завеличье: по Рижскому проспекту и улице Юбилейной — с выездом на ту же Чудскую.
Расположение Снетогорского монастыря на карте
Мощи преподобномученика Иоасафа в Снетогорской обители

На фото: Троицкий кафедральный собор в Пскове: рака с мощами четырех псковских святых — святого благоверного князя Всеволода (Гавриила), святого благоверного князяДовмонта (Тимофея), преподобномученика Иоасафа Снетогорского и блаженного Николая Псковского.
Первой святыней Снетогорской обители и ее каменного соборного храма стали мощи преподобномученика Иоасафа, вместе с семнадцатью монахами сожженного ливонскими рыцарями во время их нападения на Псков в 1299 году.
Собственно, каменный храм в 1310—1311 годах и строили на мощах мучеников за веру, которые, таким образом, оказались под спудом. Позже, после прославления игумена Иоасафа, над его мощами была воздвигнута гробница — в монастырской описи 1802 года она упоминается с указанием, что на нее положен «покров штофа зеленого, травчатого, на нем крест позументу серебряного». При этом честная глава и две кости преподобномученика хранились открыто в особом ковчеге.
В советские годы мощам первого игумена Снетогорской обители пришлось претерпеть ряд печальных злоключений, завершившихся в новейшее время разделением мощей — меньшая их часть теперь находится в Снетогорском монастыре, в его Никольском храме, — в особом ковчежце. Основная же часть пребывает в псковском Троицком кафедральном соборе — в общей раке с мощами трех других великих псковских святых: святого благоверного князя Всеволода (Гавриила), святого благоверного князя Довмонта (Тимофея), по завещанию и на средства которого строился Богородице-Рождественский собор, и блаженного Николая Псковского, спасшего Псков от истязания во время визита в город царя Ивана Грозного.
Упокоение в стенах главного городского храма, средоточия его духовной жизни, в одной раке мощей самых знаменитых псковских святых, защитников города и молитвенников за него, можно считать событием глубоко символическим.