Боровск история (Калужская обл.)

На фото: Памятный закладной камень героям Куликовской битвы и Боровскому князю Владимиру Храброму.
Боровск - город на пути в столицу
Расположенный на юго-западных границах древнего Московского княжества, небольшой русский город Боровск на протяжении столетий играл важную роль как город-крепость. В XVII веке он становится столицей русского старообрядчества, в XIX-м - славится многочисленными купеческими династиями, в ХХ-м здесь рождаются теории межпланетных путешествий и русского космизма.
Впервые упоминание Боровска встречается в 1358 году в Духовной грамоте Ивана II Красного. Названием своим он обязан рязанским князьям, которые основали у соснового бора город-крепость. Войдя в состав Московского княжества, а потом и Серпуховского удела, Боровская деревянная крепость с шестью башнями продолжала оставаться грозным препятствием на пути любого неприятеля, двигавшегося на Москву.
Именно из Боровска, получив известие о движении Мамая на Русь, отправился с дружиной на соединение со своим братом князем Дмитрием, прозванным позже Донским, серпуховско-боровский князь Владимир Храбрый. Этот маневр помог Дмитрию Донскому одержать победу в битве с татарами на Куликовом поле.
В эпоху Смутного времени, когда в 1610 году к Боровску подошли войска самозванца Лжедмитрия II и польские интервенты под командованием Яна Сапеги, царский воевода Михаил Волконский, понимая, что город ему не удержать, вместе со стрельцами укрылся за стенами находившегося неподалеку Пафнутьева монастыря. Там он принял свой последний бой и погиб у раки преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца.
Боровск - Центр старообрядцев
Во второй половине XVII века Боровск становится центром старообрядчества, чему способствовали известные противники церковных реформ патриарха Никона. В Пафнутьев-Боровский монастырь дважды ссылался лидер старообрядцев протопоп Аввакум. В Боровске, в глубокой земляной яме, в 1675 году умерли от голода и холода сосланные сюда духовные дочери Аввакума боярыня Феодосья Морозова (Боярыня Морозова) и ее сестра княгиня Евдокия Урусова.
В 1777 году императрица Екатерина II, восхищенная подвигом воеводы Волконского, утвердила герб Боровска: на серебрянном поле - червленное сердце с крестом, окруженное лавровым венцом. В 1779 году она подписала «высочайше апробованный» план, в соответствии с которым вместо старых деревянных зданий появилась двухэтажная каменная застройка по периметру городской площади и в ее центре - одноэтажные каменные торговые ряды. Большинство из них (конца XVIII - начала XX века) хорошо сохранилось до наших дней: дома на городской площади и дома купцов, ансамбль Тюремного замка, комплекс зданий земской больницы и ансамбль присутственных мест.
Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губерния, и в ее состав вошел г. Боровск с уездом.
В небольшом по численности населения Боровске (по данным 2018 года, около 12 000 человек) имеется 12 храмов. Среди них выделяются своей историей, архитектурой и убранством собор Благовещения Пресвятой Богородицы (XVIII-XIX веков), храм Рождества Пресвятой Богородицы в Роще (рубеж XVIII-XIX веков) и храм Димитрия Солунского в Рябушках (начало XIX века).
Бесспорно, особо стоит отметить святыни, связанные с именем преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца - храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком и Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом монастыре. Основанный в 1444 году преп. Пафнутием в нескольких верстах от Боровска, монастырь на протяжении столетий, являясь образцом духовной жизни, сыграл важную роль в судьбе русских царей, бояр и дворян. Монастырь благоукрашали выдающиеся русские и иностранные зодчие и иконописцы. Сохранившиеся фрагменты росписи белокаменного храма Рождества Пресвятой Богородицы, к примеру, выполнены старцем Митрофаном и молодым иконописцем Дионисием.
Боровск в войну 1812 года
В 1812 году, когда наполеоновская армия двигалась от Смоленска на Москву, в Боровской губернии создавались отряды ополчения из местных жителей. Они, вместе с вооружившимися крестьянами, не только патрулировали окрестности города, но и нападали на аванпосты французской конной гвардии корпуса Жюно.
Вынужденный покинуть Москву Наполеон, спасая армию, пытался передислоцировать ее на юг к имеющимся крупным запасам продовольствия и фуража. Он принял решение идти на Калужскую дорогу, через Боровск, в обход лагеря М. И. Кутузова.
Дождливым утром 10 октября 1812 года, когда в покинутый жителями Боровск вступают французские части во главе с итальянским вице-королем Евгением, обремененные обозами с боеприпасами, фуражом и большим количеством награбленного имущества, они не встречают никакого сопротивления.
Раздосадованные ходом странной военной кампании в России, в которой не было больших баталий, ненастьем, холодом и голодом, наполеоновские вояки начинают бесчинствовать в опустевшем городе, мародерствуют и устраивают
поджоги зданий - от их рук сгорели 874 дома и был разграблен и сожжен Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. 11 октября вместе со старой гвардией в горящий и разграбленный Боровск прибывает Наполеон.
Покидая Боровск, французы сожгли дотла и разграбили город.
Боровск - родина русского космизма
После Отечественной войны 1812 года Боровск быстро восстановился и начал бурно развиваться. Главной движущей силой этого стали знаменитые боровские купцы-старообрядцы Полежаевы, Капырины, Санины, Ежиковы, Провоторовы, Шокины, Голофтеевы, Ждановы, Шутовы, торговавшие льняным семенем, медом, воском, конопляным маслом, холстом и кожами. Они вывозили свою продукцию не только в близлежащие города, но и в порты Санкт-Петербурга, Риги и Одессы, а оттуда - за границу.
В 1880 году в патриархальном купеческом Боровске начал свою педагогическую и научную деятельность теоретик межпланетных космических полетов К.Э. Циолковский. Именно здесь он написал и опубликовал свои первые труды, в которых обосновал возможность полетов человека в космос и путешествий к другим планетам.
В Боровске жил и недолго работал учителем философ-футуролог и родоначальник русского космизма Н. Ф. Фёдоров. О нем и его идеях с уважением и восхищением отзывались Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев. Он был знаком с К.Э. Циолковским, высказывание которого «Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!», скорее всего, навеяно идеями Н. Ф. Фёдорова.