Феодоровский собор Пушкин Санкт-Петербург

Феодоровский собор Пушкин Санкт-Петербург

Феодоровский собор в Царском селе стал домовой церковью венценосной семьи и полковым храмом Собственных Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Koнвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора.


Любые другие лица, простые миряне, могли посещать храм только по особым билетам, полученным у дворцового коменданта. Императорская семья молилась на правом клиросе, в специально устроенном Царском месте.

Феодоровский Государев собор в городе Пушкин - единственный в Русской Православной Церкви храм, который официально носит название Государев с 1914 года и по настоящее время. Он был любимым храмом святых царственных страстотерпцев - царя Николая II, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. И судьба собора вполне созвучна с их судьбой.

Строительство Феодоровский Государева собора

Царское Село стало летней резиденцией российских императоров в начале XVIII века, при царствовании Елизаветы Петровны. Государь император Николай II после революционных событий 1905 года сделал его местом постоянного проживания своей семьи и своей главной резиденцией. Александровский дворец, который он выбрал домом для своей семьи, был перестроен, здесь появились личные апартаменты императора и императрицы, комнаты для детей, парадные покои, служебные помещения.

Вполне закономерно, что здесь же разместились Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк и Собственный Его Императорского Величества Конвой, созданные для «ближайшей охраны Священной Особы Государя Императора».

Личная охрана императора

Что представляли собой эти воинские части? В марте 1881 года, после того как при покушении погиб император Александр II, была сформирована Сводно-гвардейская рота почетного конвоя, которая вскоре стала батальоном, а в 1907 году - пехотным полком.

Собственный Его Императорского Величества Конвой также был предназначен для охраны царя. Его основу составляли терские и кубанские казаки, в нем служили также ногайцы, черкесы, грузины, крымские татары, кавказские горцы-мусульмане. Основан Конвой был в 1811 году и уже в 1813-м в жесточайшей битве с наполеоновскими кирасирами не только спас царя Александра I от позорного плена в битве при Лейпциге, но и помог историческому процессу, ведь пленение Александра I могло повернуть ход истории совсем в другую сторону.

К началу XX века в личный состав Конвоя входили четыре сотни кубанских и терских казаков, сменявших друг друга каждые два года. Сводный полк и Конвой были расформированы тотчас же после отречения императора Николая II. Но до отречения было еще далеко.

А пока на повестке дня остро стоял вопрос о необходимости строительства полкового храма для служащих Сводного полка и Конвоя. С такой просьбой к государю императору обратилось высшее руководство обоих воинских подразделений, и в 1909 году Николай II милостиво разрешил построить собор на своей земле, лично указав место для него на окраине Царскосельского парка. Из-за того, что будущий храм возводился во владениях самого императора, впоследствии он был приписан к ведомству Императорского двора, и не находился в ведении Синода.

Был сформирован и высочайше утвержден императором Строительный комитет под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова.

Итак, первоначальные чертежи нового храма было поручено составить архитектору Александру Никаноровичу Померанцеву, новатору и мастеру эклектики. Поначалу проект Померанцева был высочайше одобрен, и 20 августа 1909 года (по старому стилю) государь император лично положил закладной камень в основание будущего храма. Вся императорская семья присутствовала на торжественной церемонии, молебствие перед закладкой совершил Преосвященный Феофан (Быстров), епископ Ямбургский, неофициальный духовник царской семьи.

Архитектор Померанцев тяготел к крупным формам, и после начала работ стало понятно, что его замысел слишком громоздок. Заказчики обратились к архитектору Владимиру Александровичу Покровскому с просьбой переделать проект. Покровский взял за образец проект древнего Благовещенского собора Московского Кремля, домовой церкви первых царей из династии Романовых. Причем он рассматривал первоначальный вид храма, без переделок и пристроек XVI века. Облик старинного собора был им творчески переработан, в результате получился оригинальный проект нового храма, который был утвержден в августе 1910 года.

Огромную по тем временам сумму - 150 000 рублей - пожертвовали на постройку нового храма святые царственные страстотерпцы император Николай II и императрица Александра Феодоровна. Кроме того, были собраны добровольные пожертвования от промышленников и купечества. Окончательная стоимость собора составила один миллион сто пятьдесят тысяч рублей. Император следил за ходом строительства на всем его протяжении. Например, и он, и Александра Феодоровна наблюдали и за подъемом креста на купол, и за установкой колоколов.

Торжественное освящение Феодоровского Государева собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года. На церемонии присутствовала вся императорская семья, а также высшее духовенство Русской Православной Церкви: наместники Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Александро-Невской Лавр, представители двора. Торжественный чин освящения и первую литургию служил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский.

Главный престол Феодоровского Государева собора был освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Такой выбор был делом особенным, связанным с историей всего дома Романовых.

Дело в том, что икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», авторство которой предание приписывает евангелисту Луке, почитается как особая святыня русского императорского дома Романовых. По преданию, мать первого царя из этой династии Михаила Федоровича - инокиня Марфа - благословила сына именно этой иконой при избрании его на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хоще-ши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Возможно, что при избрании именно этой святыни сыграло значение имя отца первого царя - Феодор. Как бы то ни было, имя Феодор прочно вошло в императорскую семью. Когда в XVIII веке за русских великих князей стали выходить замуж немецкие принцессы, то многим из них давали отчество Феодоровна именно в честь Феодоровской иконы. Супруга Николая II также получила отчество Феодоровна именно по этой традиции.

Феодоровский собор в Пушкине сразу после постройки.

Обустройство Феодоровского Государева собора

Новый храм состоял из верхней и нижней церквей. Главный престол верхней церкви, наполненной светом и воздухом, освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Список с этого древнего чудотворного образа, хранившегося в кафедральном соборе Костромы, заказали задолго до окончания строительства.

Боковой придел верхнего храма освятили во имя святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца, небесного покровителя наследника престола царевича Алексея, нижний храм - во имя преподобного Серафима Саровского.

Строители храма ставили перед собой задачу воспроизвести древнерусскую архитектуру и убранство древних храмов, тем самым возродить традиции, видя в этом возможность укрепления монархии. Поэтому церковную утварь и иконы для храма изготавливали по старинным образцам, кропотливо собирали подлинные вещи в семьях, которые их хранили.

После окончания строительных работ встал вопрос о росписи нового храма. Императору хотелось, чтобы часть росписи была выполнена в том же духе, что и роспись храма Иоанна Предтечи на Толчках в городе Ярославле, особенностью которого являлось обилие композиций, изображенных на фресках. Так, по желанию императора, росписи именно нижнего храма Феодоровского Государева собора были выполнены в традициях XVII века.

Главный иконостас верхнего храма высотой одиннадцать метров, огромные опорные столпы, размеры основного объема, обилие света и воздуха - все это производило величественное впечатление. Напротив, низкие сводчатые потолки нижнего пещерного храма, отсутствие окон, мерцание лампад создавали особое камерное настроение у молящихся, уводили от мирской суеты. Сюда был перенесен образ Преподобного Серафима, написанный матерью Серафимой, сестрой живописной мастерской Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Здесь в ковчеге хранилась частица мощей преподобного. Тут же поместили список с чудотворной Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение», частицу мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской, напрестольный крест 1700 года с 12 частицами мощей святых и Евангелие 1677 года, перенесенные из церкви Шлиссельбургской крепости. 27 ноября 1912 года чин освящения нижнего храма провел епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). Николай II называл нижний храм «наша уютная пещерная церковь».

Феодоровский Государев собор после революции

Революционные потрясения 1917 года стали крахом для всей страны, императорской семьи и Феодоровского Государева собора. Царское Село стало называться Солдатским Селом, а потом Детским Селом, а собор перестал быть государевым, но стал приходским. Как и огромное большинство других храмов, он был разграблен, а затем закрыт. Из него изъяли все ценности на революционные нужды. Часть убранства пещерной церкви, а также старинные облачения священников попали в различные музеи, что хотя бы их сохранило, но в собор ничего не вернулось.

27 декабря 1933 года считается официальной датой закрытия собора. В верхней церкви побелили стены, скрыв фрески и мозаику, в алтаре поставили экран, кинозал устроили в основном объеме, пещерный храм приспособили под склад кинопленки.

Феодоровский собор Пушкин 1977 год. Разоренный и полуразрушенный храм. Слева дуб посаженный Николаем II в 1913 году.

Во время Великой Отечественной войны в купол собора попал снаряд. В 1960-е годы, после того как взрывами уничтожили соборные пристройки, здание превратилось в руины и в таком виде простояло до 1980-х годов. Альпинисты использовали его для своих тренировок.

Только в 1985 году начались работы по восстановлению храма. В 1991 году он был возвращен Русской Православной Церкви, и в тот же год чудесным образом в Царском Селе была обретена Феодоровская икона Божией Матери, которую передали в собор. В марте 1992 года в нижнем храме начались богослужения, а с 1996-го стали проходить службы и в верхнем. С 1995 года Феодоровский Государев собор включен в число объектов исторического и культурного наследия.

Главный вход в Феодоровский собор в Пушкине. В советское время посбивали мозаику со стен храма.

В наши дни Феодоровский Государев собор хранит и исторические, и православные традиции. Здесь каждый день проходят богослужения, а клирики и прихожане собора свято чтят память Святых Царственных страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры Феодоровны, цесаревича Алексея и царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

Феодоровский Государев собор внутри

Иконостас верхней церкви Феодоровского собора в Пушкине.

Главный иконостас верхнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери, был создан пятиярусным, его высота составляла одиннадцать метров. Иконы, размещенные в иконостасе, были выполнены по старинным образцам, к сожалению, в собор они так и не вернулись.

Современный иконостас также занимает пять ярусов. Он довольно точно воспроизводит оригинальный, утраченный в годы советской власти. Особое внимание приковывает к себе образ «Спас в Силах», расположенный над царскими вратами.

Феодоровский собор Пушкин. Роспись стен и барабана верхней церкви.

На солее справа расположено традиционное царское место с креслами. Рядом дверь, ведущая в верхнюю Царскую комнату.

Убранство нижнего пещерного храма было разработано архитектором Владимиром Николаевичем Максимовым. Изначально планом нижний храм предусмотрен не был, в подклети находилось помещение для шинельной и кочегарки. Когда государь решил сохранить престол Преподобного Серафима, он повелел перенести его из здания Учебной команды в нижний этаж собора. Так эти подсобные помещения были приспособлены под пещерный храм, а название ему было дано по аналогии с пещерными храмами древних монастырей.

Нижний храм отличается сводчатыми низкими потолками, широкими пересекающимися арками, нишами в стенах. Потолок расписан причудливым растительным орнаментом, изображениями райских птиц. Основные цвета: синий, красный, охряной. Эти росписи копируют образцы ярославской школы XVII века.

Иконостас и роспись стен пещерного храма Феодоровского собора Царского села.

Иконостас нижнего храма совсем маленький, двухъярусный, так как низкие своды храма не позволяли установить здесь иконостас большего размера. Золотой фон иконостаса своим сиянием подчеркивает нарядность орнамента на потолке и стенах пещерного храма.

В стенах сделаны углубления для икон, по северной и южной стенам, отделанным под темный малахит, расположены ряды лампад, подвешенных к потолку. Нижние панели стен храма синего цвета. Около одной из стен в золотом окладе, в деревянном киоте, размещена икона Феодоровской Божией Матери. Справа и слева от нее - портреты последней императорской четы.

На правом клиросе - царское место, обитое бархатом кресло. С южной стороны продолжением солеи стала царская комната. Небольшой коридор из царской комнаты приводит в алтарь. Здесь же расположена молельня императрицы, убранство которой полностью повторяет дореволюционное.

Богослужения

Богослужения в Феодоровском Государевом соборе проходят ежедневно. Литургия по будням в 10:00, акафисты по будням в 17:00. В субботу в 17:00 всенощное бдение. В воскресенье в 7:00 ранняя литургия, в 10:00 поздняя литургия, в 17:00 акафист. Расписание на каждый день необходимо уточнять на сайте храма.

Контакты

  • Адрес: 196607, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 34
  • Телефоны: +7 (812) 466-61-69 (дежурный), +7 (812) 466-66-97 (канцелярия)
  • E-mail: gosudarevsobor@mail.ru
  • Официальный сайт: http://gosudarevsobor.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно

На электричке до железнодорожной станции Царское Село - г. Пушкин, затем до остановки «Египетские ворота» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до собора (расстояние 450 метров).

От станций метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Египетские ворота», затем пешком до собора.

Расположение Государева собора Царского села на карте


Саша Митрахович 05.06.2019 07:55

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча