Москва Улица Маросейка

Улица Маросейка в Москве идет от Новой площади и примерно на пол пути до Бульварного кольца переходит в Покровку. В старину весь отрезок от Новой площади до Садового кольца именовался Покровкой. О Покровке можно рассказать немало.
Улица Маросейка берет свое начало от опоясывающей Китай-город широкой Новой площади и Лубянского проезда, на котором находится хорошо всем известный Политехнический музей. Он относится к старейшим в Москве и недавно закрылся на капитальную реконструкцию. На месте площади и проезда когда-то возвышалась кирпичная Китайгородская стена — ее варварски уничтожили в 1934 году, в ходе сталинской реконструкции столицы; от стены, возведенной в 1530-х годах, сохранились лишь фрагменты. Место перед ней всегда оставалось не застроенным, из-за чего и сейчас в этой части города весьма просторно. По одной из версий, здесь, у въездных Ильинских ворот, торговали блинами, потому якобы и местность получила название «Блинники».
Начало улицы Маросейка
В центре Ильинского сквера стоит знаменитый памятник-часовня героям Плевны, представляющий собой восьмигранник, снабженный чугунным восьмигранным же пирамидальным завершением. Открыли памятник в 1887 году, к десятилетию сражения под Плевной, самого кровопролитного в последней русско-турецкой войне. Оставшиеся в живых участники сражения выступили с инициативой установить памятник своим погибшим товарищам, которая была поддержана московским градоначальником. Автор часовни — Владимир Шервуд, прославившийся зданием Исторического музея на Красной площади.
Напротив Политехнического музея, на углу Лучникова переулка, находится миниатюрный храм Георгия Победоносца в Лучниках, который можно назвать если не «родным братом», то «кузеном» Никольского храма в Кленниках. Любопытно, что именно здесь в качестве диакона начинал свое служение святой праведный Алексий (Мечёв). Как и в случае с церковью в Кленниках, впервые Георгиевский храм упоминается в середине XV века, а нынешнее каменное здание построено в конце XVII столетия в характерном для эпохи стиле с элементами нарышкинского барокко. Правда у Георгиевского храма более старая восьмериковая колокольня с шатром, что сообщает его ансамблю стилистическое единство. Впрочем, это единство несколько нарушают поздние приделы и притвор, выстроенные в XIX веке в популярном тогда псевдорусском стиле из темно-красного кирпича. Церковь посвящена святому Георгию, ибо он считался покровителем торговцев скотом, которые в старину жили поблизости, у Коровьей площади.
Лучников переулок упирается в Большой Златоустинский переулок, «впадающий», в свою очередь, в Маросейку. Переулок получил название по находившемуся здесь некогда Златоустовскому монастырю, одному из старейших в Москве. К сожалению, сейчас от монастыря остался лишь неприметный двухэтажный дом, возведенный на его территории уже в XIX веке.
Судя по данным летописей, Златоустовская обитель существовала уже в XIV веке, а столетием позже в ней появился каменный храм. Именно к этому времени относятся старейшие каменные здания Москвы — такие, как Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря и храмы Московского Кремля. Впрочем, монастырский храм погиб давным-давно, в одном из многочисленных несчастий — а доставалось обители и от огня, и при набегах крымских татар, и в Смутное время.
Как и во многих старинных монастырях, встретивший XX век архитектурный ансамбль оформился в XVII столетии, когда Смута осталась уже позади и в Русском царстве началось масштабное каменное церковное строительство. Переустройство обители продолжалось и в XVIII веке. В 1764 году, во время секуляризационных мероприятий, предпринятых Екатериной II, монастырь отнесли к третьему классу, и число его насельников резко сократилось — в соответствии с сокращением штатов. Малочисленная братия не справлялась с поддержкой в должном состоянии всей его территории, монастырь буквально душили выраставшие вокруг доходные дома, здания ветшали и приходили в негодность. Революции обитель не пережила. Уже в 1918 году ее закрыли, а ее помещения приспособили под коммунальные квартиры. В 1933 году, в ходе уже упомянутой сталинской реконструкции, все монастырские постройки, кроме небольшого корпуса, снесли, освобождая место для нового строительства. Сейчас память о монастыре сохраняется лишь в названиях Большого и Малого Златоустинских переулков.
Современная Покровка
По четной стороне отрезка бывшей Покровки, называемого Маросейкой, вправо, если смотреть от центра, отходит Большой Спасоглинищевский переулок, под довольно большим уклоном живописно спускающийся в сторону Солянки. По нечетной же стороне следующий переулок — Армянский (налево), после которого улица уже именуется Покровкой. В Армянском переулке издавна находилась армянская слобода — там и в наши дни расположены посольство Армении, армянская школа и театр. На углу Армянского и Маросейки бросается в глаза красивейшее здание белорусского посольства.
Направо же идет Старосадский переулок, ведущий в одну из самых заповедных и не затронутых современной застройкой зон Москвы, на Ивановскую горку, к древнему Ивановскому монастырю и Владимирской церкви XVI века. На углу Старосадского и Маросейки находится церковь святых братьев-бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских, образец высокого классицизма, созданный гениальным русским зодчим Матвеем Казаковым.

Космодамиановская церковь такова (и подобные примеры крайне редки), что ее необычность и оригинальность как бы скрыта архитектором; если не вглядываться в здание, то оно может показаться вполне типичным для своей эпохи, хотя на деле это совсем не так. Задумка и исполнение церкви очень необычны; она состоит из четырех цилиндрических объемов, в форме ротонды выстроены не только храм и апсида, но и два придела. Композиция дополняется небольшой характерной колокольней, лаконичными украшениями и портиками с колоннами. Казаков построил церковь в последнее десятилетие XVIII века, но основана она была несколькими столетиями раньше. До казаковского строения здесь полтора века стоял каменный храм-предшественник.
Около площади Покровских ворот, на пересечении с Бульварным кольцом, мы обнаружим церковь Троицы Живоначальной на Грязех. Она тоже необычна, но необычность ее, если можно так выразиться, отрицательная и определяется тем, что здание было изуродовано до неузнаваемости в советские годы. Сейчас, проходя по Покровке, можно предположить, что перед вами довольно типичный особняк в классическом стиле, и только если обратить внимание на то, что за его фасадом возвышается куб с крестом, становится понятно, что это церковь. До революции это был огромный неоренессансный храм с мощным куполом и колокольней, доминировавший в районе Покровских ворот с момента своей постройки в 1861 году (у него насчитывается не менее четырех храмов-предшественников). В богоборческую эпоху купол и колокольня были уничтожены, что превратило величественный храм в обычную приземистую постройку. После возвращения храма Церкви готовились проекты восстановления купола и колокольни, но они пока так и остаются проектами.
В начале XX века при церкви, на углу Покровки и бульвара, был выстроен огромный доходный дом, ставший одним из самых примечательных в Москве. Плоскости стен второго и третьего этажей дома полностью покрыты искусными барельефами с изображениями фантастических животных и растений. Автор проекта барельфов художник Сергей Вашков вдохновлялся резьбой домонгольских храмов, таких как Дмитриевский собор Владимира и Георгиевский собор Юрьева-Польского.
В районе Покровских ворот немало любопытных зданий. Одно из самых удивительных находится ближе к станции метро «Чистые пруды», в Архангельском переулке. Чтобы попасть туда с Покровки, следует еще до Троицкой церкви свернуть в Потаповский переулок, а далее направо в Архангельский переулок. Речь идет о так называемой Меншиковой башне — церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах, некогда бывшей самым высоким зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. Необычный храм в стиле европейского барокко построил в начале XVIII века Иван Зарудный по заказу ближайшего соратника Петра Великого Александра Меншикова. Историки архитектуры предполагают, что столь зрелый проект в то время не мог быть подготовлен без участия европейских зодчих — возможно, даже знаменитого строителя Петербурга архитектора Доменико Трезини. Когда-то четырехъярусная церковь, по виду действительно напоминающая башню, была увенчана огромным шпилем, наподобие шпиля Петропавловского собора в северной столице. Шпиля уже давно нет, а сам храм скрыт за высокими домами поздней постройки — поэтому многие даже не догадываются о его существовании. А зря — полюбоваться на него стоит.
Храм Успения Божией Матери на Покровке
«Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев... Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Я жил под впечатлением этой встречи», — так вспоминал академик Д.С. Лихачев тот момент, когда он впервые увидел церковь Успения Божией Матери на Покровке, которую иногда называли «восьмым чудом света» и одним из символов Москвы. Именно это впечатление подвигло будущего знаменитого ученого посвятить свою жизнь изучению русской старины. Успенскую церковь построили в конце XVII столетия — с тех пор она считалась главным шедевром раннего русского барокко. Невысокие дома, окружавшие храм, только подчеркивали его величие и изысканную красоту.
В 1935 году церковь погибла — тогда расширяли улицу, и знаменитый храм не вписывался в проекты переустроителей столицы. Несомненно, среди архитектурных потерь Москвы советского периода эта — одна из самых значительных и горьких. До нашего времени сохранились фундаменты храма, что оставляет слабую надежду на его восстановление, однако эта надежда пока призрачна. Тот же академик Лихачев писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране». К сожалению, именно пренебрежительное равнодушие «к памятникам истории своей страны» остается одной из отличительных черт нынешних городских властей, не понимающих, что памятники эти следует охранять. Изменится ли эта печальная ситуация?