Москва Улица Маросейка

Москва Улица Маросейка

Улица Маросейка в Москве идет от Новой площади и примерно на пол пути до Бульварного кольца переходит в Покровку. В старину весь отрезок от Новой площади до Садового кольца именовался Покровкой. О Покровке можно рассказать немало.


Улица Маросейка берет свое начало от опоясывающей Китай-город широкой Новой площади и Лубянского проезда, на котором находится хорошо всем известный Политехнический музей. Он относится к старейшим в Москве и недавно закрылся на капитальную реконструкцию. На месте площади и проезда когда-то возвышалась кирпичная Китайгородская стена — ее варварски уничтожили в 1934 году, в ходе сталинской реконструкции столицы; от стены, возведенной в 1530-х годах, сохранились лишь фрагменты. Место перед ней всегда оставалось не застроенным, из-за чего и сейчас в этой части города весьма просторно. По одной из версий, здесь, у въездных Ильинских ворот, торговали блинами, потому якобы и местность получила название «Блинники».

Начало улицы Маросейка

Памятник-часовня героям Плевны.В центре Ильинского сквера стоит знаменитый памятник-часовня героям Плевны, представляющий собой восьмигранник, снабженный чугунным восьмигранным же пирамидальным завершением. Открыли памятник в 1887 году, к десятилетию сражения под Плевной, самого кровопролитного в последней русско-турецкой войне. Оставшиеся в живых участники сражения выступили с инициативой установить памятник своим погибшим товарищам, которая была поддержана московским градоначальником. Автор часовни — Владимир Шервуд, прославившийся зданием Исторического музея на Красной площади.

Храм великомученика Георгия Победоносца в Лучниках.Напротив Политехнического музея, на углу Лучникова переулка, находится миниатюрный храм Георгия Победоносца в Лучниках, который можно назвать если не «родным братом», то «кузеном» Никольского храма в Кленниках. Любопытно, что именно здесь в качестве диакона начинал свое служение святой праведный Алексий (Мечёв). Как и в случае с церковью в Кленниках, впервые Георгиевский храм упоминается в середине XV века, а нынешнее каменное здание построено в конце XVII столетия в характерном для эпохи стиле с элементами нарышкинского барокко. Правда у Георгиевского храма более старая восьмериковая колокольня с шатром, что сообщает его ансамблю стилистическое единство. Впрочем, это единство несколько нарушают поздние приделы и притвор, выстроенные в XIX веке в популярном тогда псевдорусском стиле из темно-красного кирпича. Церковь посвящена святому Георгию, ибо он считался покровителем торговцев скотом, которые в старину жили поблизости, у Коровьей площади.

Собор Златоустовского монастыря. Дореволюционная литография.Лучников переулок упирается в Большой Златоустинский переулок, «впадающий», в свою очередь, в Маросейку. Переулок получил название по находившемуся здесь некогда Златоустовскому монастырю, одному из старейших в Москве. К сожалению, сейчас от монастыря остался лишь неприметный двухэтажный дом, возведенный на его территории уже в XIX веке.

Судя по данным летописей, Златоустовская обитель существовала уже в XIV веке, а столетием позже в ней появился каменный храм. Именно к этому времени относятся старейшие каменные здания Москвы — такие, как Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря и храмы Московского Кремля. Впрочем, монастырский храм погиб давным-давно, в одном из многочисленных несчастий — а доставалось обители и от огня, и при набегах крымских татар, и в Смутное время.

Как и во многих старинных монастырях, встретивший XX век архитектурный ансамбль оформился в XVII столетии, когда Смута осталась уже позади и в Русском царстве началось масштабное каменное церковное строительство. Переустройство обители продолжалось и в XVIII веке. В 1764 году, во время секуляризационных мероприятий, предпринятых Екатериной II, монастырь отнесли к третьему классу, и число его насельников резко сократилось — в соответствии с сокращением штатов. Малочисленная братия не справлялась с поддержкой в должном состоянии всей его территории, монастырь буквально душили выраставшие вокруг доходные дома, здания ветшали и приходили в негодность. Революции обитель не пережила. Уже в 1918 году ее закрыли, а ее помещения приспособили под коммунальные квартиры. В 1933 году, в ходе уже упомянутой сталинской реконструкции, все монастырские постройки, кроме небольшого корпуса, снесли, освобождая место для нового строительства. Сейчас память о монастыре сохраняется лишь в названиях Большого и Малого Златоустинских переулков.

Современная Покровка

По четной стороне отрезка бывшей Покровки, называемого Маросейкой, вправо, если смотреть от центра, отходит Большой Спасоглинищевский переулок, под довольно большим уклоном живописно спускающийся в сторону Солянки. По нечетной же стороне следующий переулок — Армянский (налево), после которого улица уже именуется Покровкой. В Армянском переулке издавна находилась армянская слобода — там и в наши дни расположены посольство Армении, армянская школа и театр. На углу Армянского и Маросейки бросается в глаза красивейшее здание белорусского посольства.

Направо же идет Старосадский переулок, ведущий в одну из самых заповедных и не затронутых современной застройкой зон Москвы, на Ивановскую горку, к древнему Ивановскому монастырю и Владимирской церкви XVI века. На углу Старосадского и Маросейки находится церковь святых братьев-бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских, образец высокого классицизма, созданный гениальным русским зодчим Матвеем Казаковым.

Космодамиановская церковь  в москве на маросейке

Космодамиановская церковь такова (и подобные примеры крайне редки), что ее необычность и оригинальность как бы скрыта архитектором; если не вглядываться в здание, то оно может показаться вполне типичным для своей эпохи, хотя на деле это совсем не так. Задумка и исполнение церкви очень необычны; она состоит из четырех цилиндрических объемов, в форме ротонды выстроены не только храм и апсида, но и два придела. Композиция дополняется небольшой характерной колокольней, лаконичными украшениями и портиками с колоннами. Казаков построил церковь в последнее десятилетие XVIII века, но основана она была несколькими столетиями раньше. До казаковского строения здесь полтора века стоял каменный храм-предшественник.

Церковь Троицы Живоначальной на Грязех.Около площади Покровских ворот, на пересечении с Бульварным кольцом, мы обнаружим церковь Троицы Живоначальной на Грязех. Она тоже необычна, но необычность ее, если можно так выразиться, отрицательная и определяется тем, что здание было изуродовано до неузнаваемости в советские годы. Сейчас, проходя по Покровке, можно предположить, что перед вами довольно типичный особняк в классическом стиле, и только если обратить внимание на то, что за его фасадом возвышается куб с крестом, становится понятно, что это церковь. До революции это был огромный неоренессансный храм с мощным куполом и колокольней, доминировавший в районе Покровских ворот с момента своей постройки в 1861 году (у него насчитывается не менее четырех храмов-предшественников). В богоборческую эпоху купол и колокольня были уничтожены, что превратило величественный храм в обычную приземистую постройку. После возвращения храма Церкви готовились проекты восстановления купола и колокольни, но они пока так и остаются проектами.

В начале XX века при церкви, на углу Покровки и бульвара, был выстроен огромный доходный дом, ставший одним из самых примечательных в Москве. Плоскости стен второго и третьего этажей дома полностью покрыты искусными барельефами с изображениями фантастических животных и растений. Автор проекта барельфов художник Сергей Вашков вдохновлялся резьбой домонгольских храмов, таких как Дмитриевский собор Владимира и Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, известный также как Меншикова башня.В районе Покровских ворот немало любопытных зданий. Одно из самых удивительных находится ближе к станции метро «Чистые пруды», в Архангельском переулке. Чтобы попасть туда с Покровки, следует еще до Троицкой церкви свернуть в Потаповский переулок, а далее направо в Архангельский переулок. Речь идет о так называемой Меншиковой башне — церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах, некогда бывшей самым высоким зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. Необычный храм в стиле европейского барокко построил в начале XVIII века Иван Зарудный по заказу ближайшего соратника Петра Великого Александра Меншикова. Историки архитектуры предполагают, что столь зрелый проект в то время не мог быть подготовлен без участия европейских зодчих — возможно, даже знаменитого строителя Петербурга архитектора Доменико Трезини. Когда-то четырехъярусная церковь, по виду действительно напоминающая башню, была увенчана огромным шпилем, наподобие шпиля Петропавловского собора в северной столице. Шпиля уже давно нет, а сам храм скрыт за высокими домами поздней постройки — поэтому многие даже не догадываются о его существовании. А зря — полюбоваться на него стоит.

Храм Успения Божией Матери на Покровке

Так выглядела церковь Успения Божией Матери на Покровке — одна из самых горьких потерь советского времени.«Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев... Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Я жил под впечатлением этой встречи», — так вспоминал академик Д.С. Лихачев тот момент, когда он впервые увидел церковь Успения Божией Матери на Покровке, которую иногда называли «восьмым чудом света» и одним из символов Москвы. Именно это впечатление подвигло будущего знаменитого ученого посвятить свою жизнь изучению русской старины. Успенскую церковь построили в конце XVII столетия — с тех пор она считалась главным шедевром раннего русского барокко. Невысокие дома, окружавшие храм, только подчеркивали его величие и изысканную красоту.

В 1935 году церковь погибла — тогда расширяли улицу, и знаменитый храм не вписывался в проекты переустроителей столицы. Несомненно, среди архитектурных потерь Москвы советского периода эта — одна из самых значительных и горьких. До нашего времени сохранились фундаменты храма, что оставляет слабую надежду на его восстановление, однако эта надежда пока призрачна. Тот же академик Лихачев писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране». К сожалению, именно пренебрежительное равнодушие «к памятникам истории своей страны» остается одной из отличительных черт нынешних городских властей, не понимающих, что памятники эти следует охранять. Изменится ли эта печальная ситуация?

Улицы Москвы.


Саша Митрахович 21.12.2017 07:26
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча