Ораниенбаум дворцово-парковый ансамбль

Легенда основания Ораниенбаума
Согласно легенде, во время Северной войны в одном месте на берегу Финского залива была найдена небольшая оранжерея с апельсиновыми деревьями (откуда они могли взяться в холодных северных краях, непонятно), причем на каждом деревце якобы висела табличка с названием -oranienbaum (апельсиновое, или, иначе, померанцевое дерево по-немецки). Увидев такое чудо, Петр I немедленно решил основать на этом месте усадьбу с таким названием и поручил ответственное дело, как всегда, своему фавориту, светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Александр Данилович Меншиков, знаменитый фаворит Петра I, в начале XVIII века - генерал-губернатора Ингерманландии, как тогда именовались здешние места. Именно он стал первым владельцем будущего Ораниенбаума - в те времена всего лишь небольшой усадьбы, или, на местном наречии, мызы, которую царь презентовал светлейшему князю.
Возможно, именно благодаря диковинным в северных широтах деревьям получил свое название Ораниенбаум, в переводе с немецкого - апельсиновое или померанцевое дерево. Согласно другой версии, это наименование переводится как «Древо Оранских» и дано в честь Вильгельма III Оранского, умершего в 1702 году английского короля, с которым был дружен и встречался во время своего Великого посольства Петр I.
С 1714 года усадьба официально носила название Ораниенбаум, которое затем перешло на весь дворцово-парковый ансамбль, а в конце восемнадцатого столетия - и на весь город.
По замыслу Петра, усадьба и парк вокруг нее должны были выглядеть особенно величественно - расположенные на берегу залива, они будут первым, что увидят приплывающие по морю гости. Ораниенбаум должен поразить их воображение своей красотой и дать понять, что новая северная столица заслуживает особого отношения.
Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Меншиков с воодушевлением взялся за устройство своей новой резиденции, ставшей одним из самых любимых мест отдыха фаворита. В 1711 году он начал возводить Большой дворец, разбил сад с фонтанами и заморскими плодовыми деревьями, в том числе апельсиновыми.
Большой Меншиковский дворец строился почти 15 лет и, по мнению многих современников, даже превзошел Петергоф. По обычаю XVIII столетия загородное имение предназначалось для празднеств и увеселений, и гости светлейшего князя не уставали восхищаться роскошью и богатством его дома.

Двухэтажное здание, обрамлявшееся симметричными галереями, было увенчано короной; спустя два года после начала строительства рядом с дворцом возникло еще одно великолепное украшение - Нижний сад. Один из первых образцов регулярного парка в России, он имел симметричную планировку. Наряду с цветниками, фонтанами и скульптурами тут завели плодоносящие вишни и яблони, дабы придать европейскому порядку русский стиль.
При Меншикове в Ораниенбауме был устроен также Морской канал с пристанью, возведены Оранжерея и Картинный дом (для хранения живописной коллекции). Увы, светлейший князь так и не успел увидеть свой дворец окончательно завершенным: попав в немилость к новому императору Петру II, он был отправлен в ссылку и потерял все свои богатства.

После падения Меншикова Большой дворец вместе со всей усадьбой перешел в государственную казну. Поселение же постепенно разрасталось, и в конце XVIII века ему был официально присвоен статус уездного города.
Петерштадт
Однако усадьбе не суждено было стать главной загородной резиденцией - она все время существует на втором плане. В 1740-х годах Ораниенбаум переходит в собственность наследника престола, будущего Петра III, который, как известно, даже будучи взрослым любил играть в солдатиков и другие игрушки, а подростком - тем более.
Наблюдение за военным парадом или строевыми упражнениями доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем любой, самый изысканный прием или балет.
Императрица Елизавета Петровна, благоволившая к племяннику, поощряла его развлечения и повелела выстроить в Ораниенбауме потешные крепости. Так появился Петерштадт - игровое пособие по фортификации в натуральную величину. Бастионы, пушки и земляные валы были здесь почти настоящими и предоставляли участникам сражений возможность оттачивать знания по стратегии и тактике.
Волею истории, военные забавы в Петерштадте скоро прекратились: после дворцового переворота 1762 года и гибели незадачливого монарха крепость обветшала и поросла травой.
Когда же, переступив через законного супруга, к власти пришла Екатерина II, ансамбль Ораниенбаума обогатился Китайским дворцом и Катальной горкой с павильонами.
Катальная горка в парке Ораниенбаума
Правление императрицы было продолжительным и относительно благополучным; ее многочисленные резиденции продолжали расширять и благоустраивать. Традиция организации разнообразных развлечений все еще процветала, но на смену потешным сражениям пришли более невинные забавы.

Катальная горка в парке Ораниенбаума с полным правом может называться первым русским аттракционом, далеким прообразом нынешних «американских горок» (которые за границей именуются «русскими»). Это сложное инженерное сооружение было построено в самом начале царствования Екатерины Великой, любившей различные увеселения.
Из высокого красивого павильона, выполненного по проекту знаменитого архитектора Антонио Ринальди, с высоты 20 метров спускались вниз три волнообразных ската, на каждом из которых было три колеи - одна в центре для спуска и две по бокам для подъема. Съезжали с Катальной горы на специальных колясочках, сконструированных русским ученым и механиком Андреем Нартовым и имевших форму колесниц, гондол и различных зверей. Длина спуска была более полукилометра, а сверху горки были защищены крытыми галереями-колоннадами.
Кроме того, в здании имелись прогулочные галереи и специальные приспособления для подъема колясок наверх.
К сожалению, от этого великолепного сооружения в наши дни сохранился лишь главный павильон Катальной горки, величественно выделяющийся на фоне неба, заметный из любого уголка парка.
Китайский дворец Екатерины II

Китайский дворец в Ораниенбауме был выстроен в 1768 году архитектором Антонио Ринальди, строение выдержано в стиле рококо.
Мода на «шинуазри» (то есть «китайщину») была очень популярна среди русского дворянства в XVIII веке и потому отделка этого камерного помещения, выдержанная в восточном вкусе, была очень актуальна. Этот «домик в верхнем саду» спроектировали довольно просторным: в нем имелся большой зал с полагающейся лепниной, росписью стен и мозаикой - центральная часть анфилады.
Помимо парадных комнат дворца, в нем были предусмотрены два уютных флигеля - один для императрицы, другой - для ее сына Павла. На загородную приватность строения указывало наличие кабинетов - самым изысканным из которых считается Стеклярусный. Для декора этого уголка применялась весьма необычная техника - стены его украшали панно, вышитые стеклярусом и шелком, пол был набран из цветной смальты. Примечательно, что все материалы изготовили неподалеку от Ораниенбаума, это производство курировал знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов.
Резиденция Михаила Павловича
В начале XIX века Ораниенбаум переходит в собственность великого князя Михаила Павловича, брата Александра I, и становится его летней резиденцией. Потомки Михаила Павловича проживали в Ораниенбауме вплоть до Октябрьской революции, которая вынудила их покинуть Россию. Дворцы были национализированы, в их некогда прекрасных интерьерах расположились различные медицинские, учебные и военные учреждения.

Семья великого князя проводила здесь почти все лето. Княгиня Елена Павловна деятельно обустраивала большое хозяйство, благодаря ее хлопотам в резиденции появилось много полезных нововведений. Особенно внимательно она занималась верхним парком, превратив мрачноватую местность в уютный пейзажный ландшафт (в котором обнаружились даже живописные руины - бережно сохраненные хозяйкой развалины Петерштадта).
Потомки Михаила Павловича, Мекленбург-Стрелицкие (единственная из пяти дочерей князя достигшая взрослого возраста вышла замуж за немецкого герцога), жили в Ораниенбауме до 1917 года. Когда революция вынудила их покинуть страну, новые власти национализировали резиденцию и разместили в них медицинские, учебные и военные учреждения.
Ораниенбаум уездный город

Восточнее прекрасной княжеской усадьбы возникло поселение - около 40 домов, где жили крепостные крестьяне и вольные мастеровые. Жители этой дворцовой слободы в основном были заняты обслуживанием дворцового комплекса, с его расширением увеличивался и поселок.
В конце XVIII века Ораниенбаум приобрел статус уездного города. В XIX столетии городок был застроен небольшими усадьбами и дачами.
Ораниенбаум во время Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной город стал центром Ораниенбаумского плацдарма и потому пострадал от разрушений в меньшей степени, чем Петергоф. Оборона этой стратегически важной территории, отрезанной от основных сил советских войск, длилась 28 месяцев и сыграла важную роль в битве за Ленинград. Сегодня об этой героической странице в истории Ораниенбаума напоминают многочисленные мемориальные памятники и исторические экспозиции местных музеев.
Во время войны Ораниенбаум оказался во вражеском кольце, так же как и Ленинград. «Малая дорога жизни» по льду залива соединяла Ораниенбаум с Кронштадтом, а Кронштадт - с Ленинградом, но выбраться из окружения они не могли.
Командование несколько раз отправляло десанты на помощь войскам, оборонявшим Ораниенбаумский плацдарм, с целью их соединения с остальными частями советской армии, но безрезультатно. Однако благодаря тому, что Ораниенбаум оставался в блокаде, на его территории сохранилось гораздо больше исторических памятников, чем в Стрельне и Петергофе, пострадавших сперва от рук фашистов, а затем во время освободительных боев.
После войны, в период так называемой борьбы с космополитизмом, многие иностранные названия в Советском Союзе были заменены на русские. Тогда же Ораниенбаум получил имя Ломоносов, в честь великого ученого, который за двести лет до этого основал неподалеку фабрику цветного стекла.
Ораниенбаум в наши дни
Затем город, как это уже неоднократно с ним бывало, несколько десятилетий находился в забвении. В наши дни прекрасный садово-парковый ансамбль Ораниенбаума-Ломоносова начинает возрождаться, после реставрации открылись Китайский и Большой Меншиковский дворцы. А на гербе города по-прежнему гордо сверкает оранжевыми плодами апельсиновое дерево.