История Измайлова

Измайлово - бывшая царская усадьба. Начало истории подмосковного района Измайлово теряется в глубине веков. Достоверно известно, что в эпоху Куликовской битвы оно уже существовало. И с самого начала имело особый статус великокняжеского владения.
При Иване Грозном Измайлово было пожаловано боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату жены самодержца и деду первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Таким образом, село перестало быть владением действующей царской семьи, перейдя в руки будущей династии.
Измайлово - вотчина Романовых
Село Измайлово могло бы так и остаться одним из боярских сел, коими так густо была обсажена Москва. Но 1613 год вознес династию Романовых на престол, и Измайлово перешло в разряд сел дворцовых, став вровень с такими именитыми усадьбами, каковы были исстари Коломенское и Остров. Переход, однако, совершился не сразу.
К моменту воцарения Михаила Федоровича Измайлово принадлежало его дяде Ивану Никитичу. Младший брат «великого государя» Патриарха Филарета, он известен прозвищем «Каша», данным ему за косноязычие, и своим отзывом о племяннике на Земском соборе 1613 года: «Тот есть князь Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме».
Понятно в свете вышесказанного, что отношения между венценосным племянником и его дядей не могли быть слишком теплыми. Тем не менее Иван Никитич занимал видное положение при дворе и, натерпевшись горя во время Смуты, теперь благополучно проводил время жития — в том числе у себя в Измайлове.
Переход из рук царевой родни в руки самодержца совершился естественным порядком — после смерти бездетного Никиты Ивановича Романова, сына «Романова-Каши», в 1654 году.
Впрочем, в первые годы своего правления Михаил Федорович в Измайлове не бывал, потому что непосредственными измайловскими хозяевами оставались его родственники, а не он сам. И только после того, как последний владелец умер бездетным, имение перешло к его племяннику, царю Алексею Михайловичу, который задумал устроить здесь, на берегу реки Серебрянки, загородную резиденцию.
Основные благоустроительные работы в усадьбе выпали на 1660— 1670-е годы, начавшись в царствование Алексея Михайловича и завершившись уже при Федоре Алексеевиче. В 1667 году протекавшую через усадьбу речку Робку (в старых источниках она именуется еще Серебрихой, «Фобкой, Измайловой тож», а ныне — Серебрянкой) прошили плотинами, и царская загородная резиденция оказалась на острове.
Царь Алексей Михайлович пожелал выстроить свою новую резиденцию на острове, для чего искусственно изменили русло реки Серебрянки, образовавшей пруд, который называется Серебряно-Виноградным. Он окружил Измайловский остров. В Измайлове образовали новую слободу, переселив сюда крестьян из других мест.
Из построек времен Алексея Михайловича до наших дней дошли четыре: Покровский собор, Мостовая башня, Передние и Задние въездные ворота. Самым интересным памятником здесь считается уникальная трехъярусная Мостовая башня. Этим сооружением заканчивался длинный 14-пролетный каменный мост, связавший остров с «большой землей». Позднее мост разобрали, но башня стоит до сих пор, в ней ныне представлена музейная коллекция старинных изразцов. Через пруд теперь перекинуты три простых пешеходных моста.
Поначалу, после смерти в 1682 году Федора Алексеевича, в Измайлове все шло по-прежнему. Часто езживала сюда царевна Софья — говорят, она любила бывать в устроенной отцом резиденции.
Гостил в Измайлове в пору регентства старшей сестры Петр I. И именно здесь, в Измайлове, среди дедова брик-а-брака шестнадцатилетний царь нашел «дедушку русского флота», ботик «Святой Николай». Вычиненный, снабженный мачтой и парусом, ботик стал первым наглядным пособием при освоении Петром мореходной науки, именно с него и началось создание российского флота.
По смерти Ивана V в 1696 году в Измайлове поселилось его осиротевшее семейство — вдова Прасковья Федоровна Салтыкова и дочери Екатерина, Анна и Прасковья. Хозяйство измайловское в ту пору поддерживалось в исправности.
В краткое правление Петра II, когда совершился эфемерный перенос столицы обратно в Москву, Измайлово сделалось центром государевых охотничьих увеселений.
Впоследствии в Измайлове любила проводить «московские досуги» императрица Анна Иоанновна, чьи детские годы прошли здесь, под сенью ухоженных садов и крестов Покровского храма.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественное здание, выстроенное в типичном для XVII века стиле, с массивными куполами на мощных барабанах и изразцами знаменитого мастера Степана Полубеса. Собору выпала тяжелая судьба. Через несколько десятилетий после его появления в Измайлове столицей России стал Петербург, и августейшие особы практически перестали появляться в царском «гнезде». Между тем, устойчивого крупного прихода храм не имел. В отличие от Рождественской церкви, расположенной в центре оживленного села, при нем жили только немногочисленные семьи дворцовых работников. Им, разумеется, было не под силу содержать в надлежащем виде огромный собор
Измайлово постепенно приходило в запустение, а при Екатерине II, не питавшей к нему никакой привязанности, и вовсе пришло в упадок.
Большие разрушения произвел в Измайлове 1812 год. Вся островная усадьба пребывала как бы в летаргическом сне — пока в ознаменование 25-летия Отечественной войны 1812 года не случились торжества, приведшие в Москву Николая I. Николай передал Измайлово под устройство военной богадельни для инвалидов Отечественной войны, утратившие пригодность к военной службе и возможность «снискивать себе пропитание трудами» офицеры и нижние чины — вот те, кого призвана была покоить Николаевская богадельня.
К работе над проектом богадельни Николай I пригласил архитектора Константина Тона и совершенно удовлетворился его, с точки зрения зодчества варварскими, предложениями. Согласно замыслу архитектора и его высочайшего заказчика, Покровский храм стал домовой церковью богадельни и, обставленный с трех сторон (северной, восточной и южной) несколько-этажными казенными корпусами, совершенно потерялся среди них.
Николаевскую военную богадельню торжественно освятили 12 апреля 1849 года в присутствии Николая I, цесаревича Александра Николаевича и великого князя Михаила Николаевича. Спустя год, 8 апреля 1850 года, освятили и сам Покровский храм. Храм возродился, но после революции его вновь упразднили (вместе с богадельней), разорив при этом. Сейчас собор возвращается к нормальной жизни.
Главной постройкой резиденции, конечно, являлся не сохранившийся до наших дней царский дворец. По одной из версий, именно в нем появился на свет 14-й ребенок Алексея Михайловича (и первый от новой жены, Натальи Нарышкиной), будущий император Петр I. B Измайлове прошла значительная часть детства великого переустроителя России. Отсюда юный Петр отправлялся в находившуюся неподалеку Немецкую слободу на восточной окраине Москвы, где знакомился с образом жизни европейцев, здесь же он нашел свой знаменитый ботик, на котором плавал по Яузе. Ботик Петра, с которого началось создание русского флота, хранится в Военно-морском музее Петербурга.
На территории резиденции находилась еще одна церковь — освященная во имя Иоасафа, царевича Индийского. Этого загадочного святого многие исследователи считают христианской переработкой легенд о Будде. Сведения о нем известны только по житийной «Повести о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче», приписываемой перу преподобного Иоанна Дамаскина. Иоасафов храм построили в стиле раннего московского барокко. В 1930-е году, в разгар богоборческой эпохи, его разрушили. Место, где стояла эта церковь, до сих пор пустует, так что не исключено ее восстановление.
Сейчас территория бывшей островной усадьбы известна как Городок имени Баумана. Благодаря своей живописности она давно превратилась в популярную прогулочную зону. Первомайская улица отделяет ее от Измайловского парка, одного из крупнейших в Москве. Нынешний парк является прямым наследником царского леса, примыкавшего к усадьбе Измайлово.