Васильевский остров Санкт-Петербург достопримечательности фото

Содержание:
На фото: Панорама Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Васильевский остров полон чудес и необыкновенных мест. Тут и храмы, и памятники гражданской архитектуры, и парки, и сады, и линии-каналы, и музеи, и институты, и даже Университет и Кунсткамера. Давайте же неспешно пройдем по улицам Васильевского острова и посмотрим, что здесь есть уникального и интересного.
Васильевский остров Санкт-Петербурга богат достопримечательностями. Это не случайно: остров в свое время рассматривался как потенциальный центр российской столицы еще основателем Петербурга, Петром Великим.
Васильевский остров разделен тремя проспектами, пронизан синевой неба и моря. Именно здесь чувствуется неповторимый, ни на что не похожий дух Петербурга.
И сейчас Васильевский остров представляет собой удивительное для путешественника место, со своим особым колоритом, отличным от колорита, скажем, Невского проспекта. А когда-то император Петр Великий хотел именно здесь создать центр города и построить сеть каналов, по типу амстердамских, которые так поразили его. Эта идея осуществлена не была. Каналы прорыли, а потом засыпали, но остались линии - улицы, которые напоминают о тех впечатляющих замыслах.
Васильевский остров изначально мыслился как центр города. Поэтому появившаяся здесь застройка одна из самых ранних в городе. Проект застройки острова создал в 1716 году знаменитый Доменико Трезини. Проект этот позднее переделывался, превратившись из замкнутой трапециевидной площади с жилыми домами в место, где должны были находиться правительственные учреждения: биржа, гостиный двор, собор, здание Двенадцати коллегий.
Здесь же были выстроены и Кунсткамера, и дворец царицы Прасковьи Федоровны, невестки императора Петра Великого. Впоследствии здание дворца отошло Академии наук.
На острове строились Нарышкины, Демидовы, Апраксины, Лопухины. В 1730-е годы именно здесь разместились таможня, товарные склады, биржа.
Стрелка Васильевского острова

Стрелка Васильевского острова - один из самых известных архитектурных ансамблей мира, пример поразительной гармонии между архитектурой и пейзажем, замыслом человеческого разума и замыслом природы.
Особым украшением и символом Стрелки Васильевского острова являются Ростральные колонны. Они должны были служить фонарями порта новой столицы. Возвели их в 1810 году, то есть довольно поздно.
Проект Ростральных колонн создал французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Именно этому архитектору мы обязаны реализацией проекта ансамбля Стрелки Васильевского острова с ростральными колоннами и двумя пологими спусками к реке Неве. Кроме этого, Тома де Томон переделывал проект здания Биржи на Васильевском острове.

Ростральные колонны были созданы по древнеримскому образцу и украшены рострами, то есть имитацией поверженных вражеских кораблей (от латинского «rostra» - нос корабля). Южный фонарь должен был указывать путь в Большую Неву, а северный - в Малую.
Считается, что аллегорические фигуры у подножия колонн представляют собой великие реки России. У южной колонны - Волхов и Нева, у северной - Днепр и Волга. Но сам Тома де Томон такого смысла в эти фигуры не вкладывал, по его проекту они символизировали божества моря и коммерции. Авторы скульптур - Жак Тибо и Жозеф Кам-берлен. Ростральные колонны-фонари прослужили до 1885 года.
Биржа Санкт-Петербурга на Васильевском острове

Биржа - замечательный образец архитектуры Санкт-Петербурга.
Стрелка Васильевского острова, откуда открывается великолепный вид на Неву, Зимний дворец и Петропавловскую крепость, — один из красивейших архитектурных ансамблей Петербурга. Его композиционным центром является здание Санкт-Петербургской Биржи.
Первое, еще деревянное, здание Биржи выросло на этом месте в 1730-х годах, после перевода торгового порта на Васильевский остров, где фарватер был более удобным.
В начале 1780-х годов приняли решение о строительстве нового каменного здания Петербургской Биржи, проект которого разработал архитектор Джакомо Кваренги. Этот проект, однако, оказался не совсем удачным, поскольку здание не вписывалось в ансамбль площади. В 1788 году строительные работы приостановили. В 1804 году французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон подготовил четыре проекта — один из них понравился императору Александру I и был им утвержден. Недостроенное здание Кваренги пришлось снести и на его месте начать новое строительство, завершившееся к 1816 году.
Здание новой Биржи было выполнено в стиле античных храмов. Расходящиеся от него крылья - это южный и северный пакгаузы таможни. Они были построены по проекту архитектора Ивана Францевича Лукини в 1826-1832 годах.
В основе композиции монументального здания Биржи Санкт-Петербурга лежит схема классического древнегреческого храма. Его прямоугольный объем окружен колоннадой. Двускатная крыша образует на торцовых фасадах фронтоны, на фоне которых помещены скульптурные группы, аллегорически указывающие на предназначение Биржи — центра морской торговли. Главный фасад украшает композиция «Нептун в колеснице с фигурами рек Невы и Волхова по сторонам», западный фасад — «Навигация с Меркурием и рекой».
Церковь святой Екатерины (Катериненкирхен) Санкт-Петербург

На Васильевском острове находится несколько лютеранских церквей. И это совсем неудивительно, ведь Петр приглашал большое количество иностранцев на работу в России. Особенно много приезжало немцев-лютеран.
Один из таких евангелическо-лютеранских храмов посвящен святой Екатерине. Он находится по адресу: Большой проспект, дом 1а. Здание лютеранской церкви святой Екатерины было заложено в 1768 году и освящено тремя годами позже.
Первые петербургские лютеране, поселившиеся на Васильевском острове, посещали церковь при доме вице-адмирала Корнелия Крюйса, стоявшем на месте сегодняшнего Эрмитажа. Перебираться на другой берег Невы было неудобно, поэтому решили организовать лютеранский приход на самом острове.
Сначала в этих целях использовался небольшой дом, выкупленный у православного священника. Одну половину дома занял пастор Отто Трефурт с семьей, а в другой совершались богослужения. Датой основания лютеранской общины на Васильевском острове считается 28 июня 1728 года.
Со временем имеющегося помещения прихожанам стало не хватать, и совет общины принял решение о строительстве нового вместительного храма. Участок для сооружения церкви на углу Большого проспекта и 1-й линии Васильевского острова протестантам выделили в 1747 году. Спроектировал здание новой лютеранской церкви святой Екатерины Юрий Фельтен. Постройка характерна для творчества архитектора, создавшего в Петербурге ряд аналогичных сооружений.
Прямоугольная в плане, двухъярусная церковь святой Екатерины состоит из круглого вестибюля, служебных помещений и большого зала, разделенного на три части колоннами коринфского ордера. Южную часть здания венчает небольшой купол на высоком барабане, удачно включенный в композицию главного фасада.
Главный фасад с его четырехколонным дорическим портиком типичен для архитектуры раннего классицизма. В 1852 году в церковном зале был установлен орган работы мастера Г. Метцеля, привезенный из Регенсбурга. В 1859 году архитектором В. Я. Лангвагеном церковный зал перестраивался, тогда же заменили металлическую ограду на кирпичную.
В конце XIX века церковный зал оборудовали хорами и установили в нем позолоченные статуи Веры и Любви, а также мраморную статую Спасителя. Кроме того, здесь появился новый большой орган на 48 регистров.
В 1902—1903 годах по сторонам портика соорудили помещения для лестниц, а статуи апостолов Петра и Павла переместили из ниш у входа в ниши наружных стен лестничных пристроек. Приход храма был большой, к тому же прихожане много занимались благотворительностью. Устроили при храме богадельню для вдов, училище для мальчиков, сиротский приют, женскую гимназию, начальные школы.
В 1935 году церковь Святой Екатерины была закрыта. Пасторов и активную часть прихожан репрессировали по так называемому Академическому делу, по которому проходил даже знаменитый русский историк Евгений Викторович
Тарле, автор выдающихся трудов об адмирале Федоре Ушакове, войне 1812 года и многих других. Дело это было направлено против группы ученых и краеведов из Академии наук на основании их якобы контрреволюционного прошлого. По делу прошли ряд выдающихся отечественных историков и филологов, часть из которых умерла в ссылке, часть была расстреляна, и только некоторым удалось пережить все испытания и вернуться к научной деятельности.
После закрытия храм был передан клубу горняков. В 1970-е годы здесь располагался филиал института «Гидропроект».
В 1989 году начался постепенный процесс возвращения храма верующим, и в 1996-м община получила свою церковь в безвозмездное пользование. В 1999-м в храме установили новый механический орган, являющийся одним из самых больших в Петербурге.
Здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной в Санкт-Петербурге

Здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге строилось в период с 1722 по 1742 год. Здесь должны были разместиться петровские коллегии, центральные органы отраслевого управления в империи. Автором проекта был Доменико Трезини.
После расформирования коллегий здания были переданы Педагогическому институту Санкт-Петербургского университета, после чего комплекс зданий был переоборудован архитектором Аполлоном Щедриным.
Ныне Двенадцать коллегий является главным зданием университета. В нем расположены несколько факультетов, библиотека и часть административных служб.
Лютеранская церковь Святого Михаила

Лютеранская церковь Святого Михаила расположена по адресу: Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32.
Община Лютеранской церкви Святого Михаила была основана в 1731 году. Впоследствии, в середине XIX века, она разделилась на немецкую и эстонскую. И немецкая ее часть собиралась для служб в частном доме на 3-й линии Васильевского острова. В 1874-1876 годах для нее было выстроено новое здание на собственные средства членов общины.
Храм Святого Михаила выстроен в псевдоготическом стиле, что сильно отличает его от церкви Святой Екатерины. Здесь одна высокая башня, что традиционно именно для германской готики - остроконечный шатер на высоком барабане, декорированный башнями-пинаклями и стрельчатыми окнами. Здание имеет строгие геометрические пропорции. Высокий неф здания хорошо освещен тремя рядами окон. Стены облицованы песчаником. В 1886 году фасад здания был перестроен, и именно его мы видим сейчас.
В советское время храм был упразднен, а в 1992 году возвращен прихожанам.
Румянцевский сад на Васильевском острове

Румянцевский сад на Васильевском острове. В начале XVIII века на этом месте находился Меншиковский рынок, названный так из-за Меншиковского дворца, стоявшего рядом.
В 1867 году здесь был разбит общедоступный сад на средства купца Степана Федоровича Соловьева, почетного гражданина Санкт-Петербурга, золотопромышленника и филантропа. Сад этот и сейчас среди старожилов известен как «соловьевский».
Еще в 1863 году в Городской думе начался разговор о создании сквера на Румянцевской площади. Но дальше разговоров дело не шло. И только когда в 1865 году Соловьев написал, что принимает на себя благоустройство сада и ограды, то тут же дело сдвинулось с мертвой точки. Соловьев потратил на все 100 000 рублей серебром.
Устроение сада заняло 15 месяцев. Для ограды была сделана ажурная чугунная решетка, высажены деревья, разбиты цветники и клумбы, проведены водопроводные трубы для поливки газонов, установлено газовое освещение. В саду был выстроен павильон для буфета и размещения музыкантов, и два фонтана с чашами. Перед павильоном установили скамьи и стулья для зрителей.
В центре сада стоял обелиск «Победам Румянцева», посвященный победам генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева и еще в 1818 году перенесенный сюда с Марсового поля. Этот сад в столичной газете «Весть» называли «решительно лучшим из петербургских скверов».
Один из очевидцев устроения сада историк и литературовед Константин Яковлевич Грот, действительный член Русского географического общества, член-корреспондент Российской академии наук, писал в письме об этом событии:
«И взрослые, и дети так живо чувствовали, чем они обязаны Соловьеву, с такой искренней благодарностью произносилось всеми имя щедрого и великодушного устроителя, что это дало мысль кружку родителей соединить в одном письме или адресе выражение признательности Соловьеву всех детей Васильевского острова. Под этим адресом в самое короткое время собрана была масса детских подписей. Желая воспользоваться последними ясными осенними днями, чтобы изъявить устроителю сада общие чувства на его территории, подписавшиеся избрали для того воскресенье 9-го октября [1866 года]. В час пополудни С. Ф. Соловьев был приглашен в сад. Среди сада у монумента стояла большая толпа детей всех возрастов. Один из мальчиков (это был 14-летний сын академика Грота Николай, будущий известный философ - московский профессор, умерший в 1899 г.) прочел вслух громко и внятно следующее: “Милостивый государь Степан Федорович! Мы, дети Васильевского острова, соединяемся, чтобы благодарить Вас за прелестный подарок, - за тот чудный сад, который познакомил каждого из нас с Вашим добрым русским именем...”»
К сожалению, Степан Федорович был тяжело болен, 10 августа 1867 года его не стало. Умер он на 48 году жизни. Провожали его в последний путь на Смоленское кладбище горожане всех сословий, поочередно неся гроб на своих руках.
По просьбе благодарных сограждан Песочный переулок, что примыкал к саду, переименовали в Соловьевский. Но в 1952 году он опять был переименован, на этот раз в улицу Репина.
Академический сад на Васильевском острове

Сад Академии художеств один из самых старых на Васильевском острове. Виктор Бузинов в своей книге «Десять прогулок по Васильевскому» пишет так об этом саде: «Из самых старых садов Васильевского жив по сию пору сад Академии художеств, потаенный, изящный, воистину “классический” садик, где должны прохаживаться и творить жрецы искусства».
Считается, что сад появился на этом месте в 1788 году, после завершения строительства нынешней Академии художеств. Но есть мнения, что это произошло гораздо раньше, примерно в 1750-е годы, при существовании первой Академии художеств, основанной в 1757 году. Тогда здесь стоял дом Головкина, где учились первые ученики Академии. При доме был сад, где живописцы работали на пленэре.
Мы остановимся на такой версии: сад начали обустраивать в 1768 году. В 1776-м тут устроили пруд, предназначенный для купанья. Затем в саду установили Садовый корпус с греческим портиком. В 1847-м Александр Брюллов создал новый вариант его планировки. В саду проложили дорожки, окружили его оградой, а в центре установили гранитную колонну.
О колонне Виктор Бузинов сообщает следующее: «Происхождение ее весьма любопытно. Оказывается, этот гранитный монумент - не что иное, как запасная колонна для интерьера Казанского собора. Ее высекали на случай если, не дай Бог, что-то произойдет с другими колоннами: треснут ли они или расколются при неосторожной установке. Но все обошлось благополучно, и Александр Воронихин, по проекту которого, как известно, строился Казанский собор, передал лишнюю колонну Академии с тем, чтобы ее установили там, в круглом дворе, в честь пятидесятилетия этого храма искусств. В круглом дворе монолит простоял с 1807 по 1817-й год, а затем был заменен на гипсовую модель памятника Минину и Пожарскому. Три десятилетия колонна оставалась не у дел, пока в 1847 г. Александр Брюллов не нашел ей достойного применения в Академическом саду. Архитектор с помощью модельера А.П. Лялина несколько изменил ее внешний вид. Теперь колонну венчал не шар, как это было у Воронихина, а символ искусств - лира».
И ныне эту колонну можно видеть в саду. Кроме того, в 2007 году здесь установили памятник скульптору Петру Карловичу Клодту работы Владимира Горевого. Сад гармонично обрамляет здание Академии художеств и является прекрасным местом для прогулок.
Храм Святой Великомученицы Екатерины

Храм Святой Великомученицы Екатерины был выстроен, как говорили раньше, в греческом вкусе.
Екатерининский храм стоит немного в глубине, отступив от улицы, как бы спрятавшись. Он представляет собой центрально-купольное сооружение с греческим крестом в основании плана. Вертикальной доминантой самого храма является купол на высоком барабане в виде ротонды, украшенный колоннадой коринфского ордера и увенчанный скульптурой ангела на металлическом шаре. Шар и крест выполнены из меди и позолочены, сам купол обит белым железом, кровля покрыта зеленой масляной краской.
Как раз именно коринфская колоннада - это яркий признак того, что здание выполнено в стиле классицизма. На боковых стенах храма мы видим пилястры. Его восточный фасад также оформлен портиком из восьми пилястр, увенчанных капителями коринфского ордера.
Западный фасад храма некогда был украшен восьмиколонным коринфским портиком с барельефом с изображением Святой Екатерины, принимающей венок от Божией Матери, которая держит на руках Иисуса Христа.
После реконструкции . 1861 — 1863 годов вместо портика была выстроена каменная колокольня. Сам портик разобрали, а колокольню соединили с храмом. Первоначальная композиция, таким образом, была нарушена созданием второй вертикальной доминанты.
Трехъярусная колокольня выполнена в стиле классицизма и увенчана главкой с крестом на шлемовидном куполе. Ярусы украшены колоннами коринфского ордера.
Храм, конечно, еще требует реставрации, но белый ангел, парящий над куполом, уже приведен в порядок.
Смоленское православное кладбище, Смоленская церковь и Часовня Ксении Блаженной

Смоленское православное кладбище. Оно является в Петербурге старейшим, отведенным для погребений еще в 1738 году! В Указе Синода было сказано: отвести место «на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями». Название кладбища пошло от храма Смоленской Иконы Божией Матери, построенного на его территории.
Эта небольшая и очень красивая каменная церковь была построена в 1786-1790 годах по проекту архитектора Алексея Иванова в стиле раннего русского классицизма. Стоит она на северной стороне кладбища и с ее постройкой связана вот какая история.
Каменщики сначала поднимали кирпичи на леса, потом клали из него стены. Дело было трудное, долгое. И вот в какой-то момент рабочие стали примечать, что приходят они утром, а камни уже в достаточном количестве лежат на лесах, на самом верху. Долго дивились они тому: кто же им помогает? И, наконец, как-то ночью тихо пришли на стройку, чтобы посмотреть - кому они обязаны? И увидели, что это известная всему Петербургу «безумная» Ксения ночами напролет поднимает для них кирпичи.
«Безумная» Ксения, Ксения Блаженная, Ксения Петербургская. Ныне она прославлена в лике святых, а тогда, в XVIII веке, люди только начинали понимать, что за человек живет рядом с ними. Что Ксения не безумна, не глупа, что она не обычная побирушка, но есть в ней нечто особенное.

45 лет длился подвиг юродства Ксении Петербургской. Погребена была святая угодница все на том же Смоленском кладбище, где стояла уже выстроенная Смоленская церковь.
Часовня Святой Ксении Блаженной
В 1902 году над ее могилой построили часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Сюда каждый день приходят паломники с просьбами о помощи, обращенными к святой Ксении Петербургской.
Часовня Святой Ксении Блаженной была выстроена в псевдорусском стиле, очень модном в начале XX века. Ее освятили 12 октября 1902 года (по старому стилю). В сентябре 1940 года она была закрыта, и все ценности, все святыни, что находились в ней, были в большинстве своем утрачены. Ее даже хотели снести, но почему-то решение отменили. Когда началась война, в блокаду, в часовне был склад тары из-под горючей жидкости, и все-таки она не погибла! Удивительно, но в 1947 году часовню отремонтировали и открыли для верующих.
Смоленский храм пережил ту же самую историю. Его закрыли в 1940 году, разграбили, а в 1947-м вернули верующим! Настоятелем храма был протоиерей Василий Раевский, который в том же 1947 году освятил и часовню Святой Ксении Петербургской.
Но в 1962 году часовню опять закрыли и передали под мастерскую по ремонту обуви, а в 1980-м в ней устроили скульптурную мастерскую. И тем не менее в 1983 году часовня опять была возвращена церкви. Не иначе как молитвы самой святой Ксении хранили и ее, и Смоленский храм!

Часовня окрашена в светло-зеленый цвет, и летом, когда вокруг стоят покрытые зеленью деревья, она уютно прячется среди их ветвей. Окна часовни украшены витражами, фасады - полукруглыми кокошниками с мозаичными образами Христа и Святой Ксении. Венчает часовню чешуйчатый шатер с золотой главой с крестом. Внутри находится мраморный иконостас с образом Распятого Христа.
Смоленская же церковь является представителем совсем другого архитектурного направления. Бело-голубой храм встречает прихожан колоннами и портиком. Его небольшая двухъярусная колокольня увенчана шпилем и крестом, на двух ее ярусах расположены звонницы. Маленькие треугольные фронтоны завершают каждую грань верхнего яруса колокольни.
Основное здание храма увенчано низким серым куполом, установленном на небольшом барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь с маленькой луковичной главой с крестом.
Кстати, здесь же, на Смоленском кладбище, есть мемориальная доска, на которой написано, что именно здесь похоронена знаменитая Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича Пушкина, которая умерла в 1828 году, семидесяти лет от роду.
Троицкий и Воскресенский храмы
В 1831 году на Смоленском кладбище появилась вторая церковь, которую освятили во имя святой Животворящей Троицы. Она стала преемницей деревянного храма Архистратига Михаила, сильно пострадавшего во время наводнения 1824 года. Строительство продолжалось два года «на иждивении неизвестных вкладчиков».
В 1904 году здание полностью перестроили в византийском стиле по проекту академика архитектуры М.Т. Преображенского и И. И. Яковлева.
После Октябрьской революции храм просуществовал до 1932 года - в феврале его закрыли, а летом разобрали. Сейчас на месте алтаря разрушенного храма стоит монумент-часовня с мемориальной доской.
Во второй половине XIX века Смоленское кладбище существенно расширили, поэтому решено было возвести еще один храм на его территории. Но только спустя полвека, в 1901 году, у главного входа на кладбище была заложена церковь Воскресения Христова.
Главный престол освятили в 1904 году, боковые приделы - в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и во имя Всех Святых - годом ранее. Здание храма удивительно красивое, выстроенное в совершенно нехарактерном для той эпохи стиле нарышкинского барокко, широко распространенного в XVII веке. Приделы изолированы друг от друга глухими перегородками, каждый из них увенчан золотым куполом. В подвале находились склепы для захоронений. В 1921 году именно в этом храме отпевали поэта Александра Блока.
В 1930 году храм был закрыт и передан под общежитие. Все церковные ценности, все внутреннее убранство пропало или было уничтожено, снесли даже купола.

В 1977 году в здании церкви устроили насосную станцию. Были сломаны своды в подвале, установлены металлические конструкции. Церковь пришла в состояние руин, которые в 1991 году и вернули Санкт-Петербургской епархии. Тогда началось восстановление храма.
Только в 2010 году на свое место вернулись купола, то есть реставрация заняла двадцать лет! Но теперь храм Воскресения Христова стоит во всей своей красе и открывает двери для прихожан.
Смоленское лютеранское кладбище

На фото: Могила Фридриха Теодора Шуберта. Смоленское лютеранское кладбище.
На Васильевском острове Санкт-Петербурга есть и Смоленское лютеранское кладбище. Это старейшее из неправославных кладбищ Северной столицы. Располагается оно на острове Декабристов, близ реки Смоленки. С другой стороны этой реки расположено Смоленское православное кладбище.
Основано оно было в 1747 году для «чужестранных иноверных иноземцев» и поначалу было известно, как Немецкое. А место выбрано было потому, что на Васильевском острове селилось много иностранцев.
Устроением кладбища занимался Пьетро Антонио Трезини. Русский книговед Андрей Иванович Богданов, современник Трезини, писал о нем в своем изданном в 1779 году «Описании Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», первом известном описании города: «Кладбище на Васильевском острову, в Чухонской деревне, так называемом месте, где обще с российскими и иностранный хоронятся».
Наблюдение за кладбищем осуществлял совет лютеранской церкви Святой Екатерины.

Ныне Смоленское лютеранское кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробия находятся под охраной государства, представляя собой и художественную, и культурную ценность. Но, тем не менее, большая часть некрополя нуждается в восстановлении.
Среди памятников, которые достойны особого внимания, - могила Фридриха Теодора Шуберта, на которой установлено надгробие в виде саркофага. Фридрих Шуберт был выдающимся ученым, жил и преподавал в России и в 1798 году стал автором первого курса теоретической астрономии.

Печально смотрит на прохожих каменный ангел с надгробия художницы Юлии Штиглиц. Его лицо имеет портретное сходство с лицом Юлии.
Во время Великой Отечественной войны на кладбище хоронили солдат, погибших на Ленинградском фронте. Здесь же были похоронены и погибшие при артобстреле 9 мая 1942 года дети. У их памятника, поставленного здесь в 1966 году, всегда лежат цветы и игрушки.
Пушкинский Дом Васильевский остров

На Васильевском острове стоит здание, которое является знаковым для всей русской литературы. Это Институт русской литературы, или Пушкинский Дом Российской академии наук. Он был учрежден в 1905 году по инициативе ряда деятелей искусств. Начало всему было положено в 1899 году, в год празднования столетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
К юбилею поэта в Пушкинском доме на Васильевском острове была собрана выставка из памятных, касающихся поэта, вещей. Шла речь о том, что великий русский поэт достоин не просто памятника, а целого «Дома имени Пушкина, особого литературного пантеона, где бы собирались и хранились реликвии русских писателей XIX века». Положение о создании этого Дома было утверждено 15 декабря 1905 года. Именно этот день и считается днем рождения Пушкинского Дома.
Основание фонду Дома положил библиограф и пушкинист Борис Львович Модзалевский. Первым приобретением музея была библиотека Пушкина, личное собрание книг поэта.
Кроме пушкинских реликвий, коллекцию Пушкинского Дома пополняли вещи и книги, принадлежавшие другим поэтам и писателям. В частности, в 1909 году в коллекцию Дома поступили предметы,некогда принадлежавшие Ивану Сергеевичу Тургеневу. После революции в Дом вошла коллекция Лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище. В 1931 году в состав Пушкинского Дома вошел и Толстовский музей.
Пушкинский Дом представляет собой сложный музейно-исследовательский комплекс. В 1930-е годы он трансформировался в Институт русской литературы Российской академии наук, сокращенно ИРЛИ РАН.
Особая гордость музея - Пушкинский кабинет, в котором собрана самая обширная коллекция прижизненных изданий поэта и альманахов, в которых он публиковался.
С 1927 года Пушкинский Дом переехал в здание Петербургской портовой таможни на набережной Макарова, 4. Его здание составляет северную часть ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Больница Святой Марии Магдалины

На Васильевском острове, на Второй линии, находится еще одна интереснейшая достопримечательность. Это детская больница Святой Марии Магдалины, история которой насчитывает почти двести лет.
В 1828 году императрица Мария Федоровна, вдова императора Павла I, выступила с инициативой создания еще одного заведения общественного призрения в Северной столице. И 24 октября 1829 года в столице открыли новую лечебницу. Ныне это одна из трех старейших больниц Петербурга. А за несколько дней до этого, 14 октября 1829 года, была открыта и освящена церковь при больнице во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы покойной Марии Федоровны.
Главное здание больницы представляло собой прекрасный образец эпохи классицизма. Оно было построено в 1792-1793 годах по проекту архитектора Луиджа Руска.
В XIX веке больница меняла лечебный профиль несколько раз. Так, она несколько раз становилась инфекционной. Здесь принимали и лечили людей во время эпидемий холеры и возвратного тифа.
Больницы в XIX веке были заведениями для приема в основном бедных пациентов. Тех, у кого могло вовсе не быть жилья, работы, денег. Поэтому при больнице существовало благотворительное общество, которое занималось моральной и финансовой поддержкой таких больных. В 1874 году это частное благотворительное общество помогало выдачей одежды, денежных пособий, приобретением протезов для инвалидов, оформлением документов, а также билетов для возвращения к месту жительства.
В 1895 году к больничной администрации обратилась вдова поручика Эрнстрема, погибшего на войне. Она пожертвовала 20 тысяч рублей золотом с предложением построить на эти деньги здание на территории больницы и назвать его именем покойного мужа. Так в 1896 году появились палаты имени Эрнстрема. Ныне в этом маленьком здании размещено приемное отделение.
На базе больницы многие годы вели занятия со слушателями Медико-хирургической академии профессора Кетчер, Пирогов, Гундобин. К 1917 году в больнице было 900 коек, что было рекордным для того времени количеством.
В 1917 году больницу перевели в ведение Комиссариата здравоохранения Союза коммун Северной области и присвоили ей имя Веры Слуцкой, секретаря Василеостровского райкома РСДРП(б), которая погибла в 1917 году. Больница стала общегородской инфекционной и продолжала работу и в дни блокады Ленинграда.
Историческое имя больнице вернули в 1993 году. В 2012 году при больнице создали Сестричество. Сестры милосердия помогают в уходе за младенцами, помогают в уборке палат, приглядывают за детьми.
При больнице и ныне существует и домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. Находится она в здании бывшей котельной. Храм освятили 20 апреля 2007 года. Его двери всегда открыты для всех. Любой, проходящий мимо, может войти и помолиться.